Аслан Китович Тхакушинов родился 12 июля 1947 года в ауле Уляп Красногвардейского района Республики Адыгея.
В 1970 году окончил филологический факультет Адыгейского государственного педагогического института. В 1995 году в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук. C декабря 2012 года —действительный член (академик) Российской академии образования.
С 1993 года — создатель и первый ректор Майкопского государственного технологического университета. В 2004 году открыл в составе МГТУ медицинский институт.
Избирался депутатом Верховного Совета Республики Адыгея I созыва и парламента Адыгеи трёх созывов. В 1992-1993 годах являлся председателем Комитета Верховного Совета Республики Адыгея I созыва по науке, народному образованию, культуре и делам молодежи. В 2001-2006 годах был председателем Комитета Совета представителей Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея по гуманитарным вопросам.
13 декабря 2006 года парламент Республики Адыгея по представлению президента Российской Федерации В.В. Путина наделил А.К. Тхакушинова полномочиями президента Республики Адыгея. В декабре 2011 года он был переназначен на должность главы Республики Адыгея.
Член Высшего совета ВПП «Единая Россия», член президиума политического совета Адыгейского регионального отделения партии.
Награждён орденами: «За заслуги перед Отечеством» III степени, 2016 г.; «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 2007 г.; Почета, 2004 г.; Дружбы, 2012 г.; «Петра Великого» I степени», 2007 г.; «Почет и Слава» как участник энциклопедии «Лучшие люди России», 2011 г., имеет золотую медаль Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России», 2008 г., награжден высшей наградой Республики Адыгея — медалью «Слава Адыгеи» (2003), высшей наградой Краснодарского края — медалью «Герой труда Кубани» (2012).
Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации, 1993 г.; назван Человеком года в области образования 1998 года Кембриджским биографическим центром (Англия); почетный работник высшего профессионального образования РФ, 2004 г.
Обладатель ряда ведомственных и общественных наград, почётных званий субъектов России и зарубежных стран.
Почетный гражданин России, 2008 г.; почетный гражданин г. Майкопа, 1997 г. и ещё нескольких муниципальных образований Адыгеи.
Именем Аслана Тхакушинова названы новые сорта грецкого ореха: «Тхакушиновский», 1997 г., «Тхакушиновский-2», 2003г., выведенные учеными-селекционерами Республики Адыгея.
В 2007 году вторая по высоте гора в Адыгее (3092 м над уровнем моря) названа именем президента Адыгеи Аслана Тхакушинова.
В честь Аслана Тхакушинова названы улицы в аулах Уляп (2005), Пчегатлукай (2013), Понежукай (2015) Республики Адыгея.
Женат, у него есть сын и трое внуков.
Об успехах Республики Адыгея наш журнал уже писал в предыдущем номере. Но, как это бывает, за сухими цифрами не всегда получается разглядеть человека, во многом благодаря усилиям которого удалось добиться хороших результатов. Сегодня мы снова беседуем с главой Республики Адыгея Асланом Китовичем Тхакушиновым и пробуем представить новые грани личности руководителя региона, раскрыть формулу его успеха и политического долгожительства.
— Аслан Китович, как правило, у людей, добивающихся заметного успеха в жизни, были в прошлом события или наставники, личным примером повлиявшие на их дальнейшую судьбу. Вы можете это подтвердить на опыте собственной жизни?
— Я родился в ауле, и жизнь в нем в то время имела свои особенности. Одна из них заключалась в том, что наиболее уважаемым человеком был школьный учитель. Его авторитет был непререкаемым: ни одно значимое мероприятие, в том числе свадьбы и даже похороны, не проходило без его участия. Помню, нас, босоногих мальчишек, бабушки-соседки подзывали на улице и, глядя на форму пальцев на наших руках, предсказывали, кто кем станет. Если говорили, что будешь учителем, то это было предметом особой гордости! Таким образом и формировалось мировоззрение аульского мальчишки в то время, когда вершиной успеха в жизни считались поступление в педагогический институт и последующая работа учителем. Так была решена и моя участь: после школы поступил в Адыгейский государственный пединститут, где получил профессию учителя русского языка и литературы.
— По окончании альма-матер стали работать педагогом?
— В то время на замещение вакантной должности учителя в очереди стояло 400 человек. Устроиться на работу удалось благодаря тому, что в институте я выступал за волейбольную команду, а также еще и то, что в заочной форме окончил факультет общественных профессий Адыгейского государственного пединститута, став тренером по волейболу. Это дало мне право работать в спортивных организациях Адыгеи.
— Вы основали Майкопский технологический университет. Создать учебное заведение такого уровня практически «с нуля» – это дорогого стоит. Что Вам в этом помогло?
— Есть такое мудрое изречение: что бы ты ни делал, делай как можно лучше! Так и строил свою работу. Помню, еще в юности мечтал создать что-то значимое и полезное для людей на моей родной земле и упорно шел к этой цели, трудности меня не останавливали. Мы создавали технологический институт в очень сложное время, когда в Москве танки обстреливали здание парламента, но, как это ни парадоксально, политические события, происходившие в те годы в стране, даже помогли нам осуществить задуманное в короткие сроки.
Институт создавался на базе трех уже существовавших учебных заведений: аграрного колледжа, автотранспортного и политехнического техникумов. То есть надо было согласовывать множество документов в трех разных федеральных министерствах. А поскольку во время октябрьских событий 1993 года в Москве все министры неотлучно находились на своих местах, то и согласительные процедуры прошли достаточно быстро.
Главная цель создания технологического института заключалась в том, чтобы местная молодежь могла получать высшее техническое образование в своей республике – до этих пор такой возможности в Адыгее не было. Вместо предложенных нам тогда Москвой двух специальностей мы добились открытия одиннадцати с первого же года работы института. Впоследствии, когда добились статуса университета, у нас действовало уже тридцать семь специальностей! Позже мы получили разрешение на обучение иностранцев, а это право на тот момент имели только двадцать четыре вуза России.
— Когда что-то создаешь, то думаешь, что вот сделаю и, наконец, отдохну…
— Да какой тут отдых? После получения статуса университета пришло понимание того, что помимо технических специальностей требуются и другие. В Адыгее остро ощущался дефицит врачей, а в это время в Майкопе закрывался филиал Кубанской медицинской академии. Я снова поехал в Москву, где смог убедить специалистов федерального профильного ведомства в том, что мы имеем право открывать в своем вузе специальности и других направлений деятельности. В результате наших усилий 11 лет назад в составе Майкопского государственного технологического университета был открыт медицинский институт, где были организованы два факультета — лечебный и фармацевтический. С этого года открылись еще два — стоматология и педиатрия. Сегодня там учатся более 1000 студентов. Не могу сказать, что все уже сделано, поскольку для расширения деятельности института необходима соответствующая материальная и, прежде всего, лабораторная база. Но работа в этом направлении ведется.
— А с дефицитом врачебных кадров удалось как-то справиться?
— Он постепенно снижается, но остается потребность во врачах отдельных специальностей: анестезиология-реаниматология, скорая медицинская помощь, психиатрия-наркология. Проблема многосложная, и касается она не только обучения. Есть еще и социальная составляющая, связанная, к примеру, с вопросом закрепления медиков в различных районах республики. Так, мы создаем в регионе преференции для молодых специалистов, которые готовы остаться работать на селе, решаем проблему обеспечения их жильем, земельными участками и многим другим.
— Сегодня, находясь в своей должности, Вы можете сравнить, что сложнее — руководить вузом или целой республикой?
— В любом деле придерживаюсь принципа, о котором уже упоминал: что бы ты ни делал, надо стараться делать это как можно лучше. И очень хотелось бы, чтобы люди, работающие со мной сегодня, действовали по такому же принципу.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Аслан Тхакушинов в начале беседы не зря сделал акцент на авторитете советского учителя. Он до сих пор хорошо помнит о том, что именно школьные учителя сумели в свое время вызвать в ребенке тягу к знаниям. Особенно запомнились две учительницы: Мария Сафоновна Билим — учитель русского языка и Елена Ивановна Шунина — учитель математики. Мария Сафоновна была строгой — весь класс ее побаивался, и практически каждый знал наизусть все правила русского языка школьной программы. Эти знания и позволили Аслану Тхакушинову, как и многим его одноклассникам, продолжить образование после школы.
— Люди Вашего статуса, как правило, часто забывают, что необходимо хоть иногда отдыхать. Как Вы проводите свободное время?
— Полноценно отдыхать мне еще ни разу не удавалось. Когда от тебя многое зависит, то полностью отключиться от работы не получается. Так что, можно сказать, что последние десять лет отпуска у меня не было.
— Как к такому режиму жизни относятся Ваши родные и близкие?
— Они привыкли, да и выхода, наверное, другого не было. А если серьезно, то практически с самого начала мои близкие отнеслись с пониманием и терпением. Такая поддержка для меня очень важна.
— Что Вам может не понравиться в подчиненных?
— Безразличие и чёрствость. Даже если ты действительно не можешь оказать помощь человеку в решении его вопроса, то диалог в стиле «ничем помочь не можем» все равно неприемлем. Чиновник должен внимательно выслушать посетителя, доходчиво объяснить, почему он что-то не можешь сделать, а после посоветовать, где можно найти помощь.
— Что в Вашей работе радует больше всего?
— Большое удовольствие приносит сам процесс реализации задуманного проекта, будь то возведение нового объекта или улучшение состояния уже существующего. Радуют, конечно, и результаты работы, но сразу после каждого завершенного дела я обдумываю уже новые проекты, обсуждая с Кабинетом министров РА возможные пути их реализации. Это непрекращающийся процесс, тем более, что в республике еще остается немало вопросов.
— Сегодня в стране много говорят о патриотизме. Кто-то считает это следствием складывающейся внешнеполитической ситуации в стране. Что Вы думаете об этом?
— Я рос и воспитывался в системе ценностей, в которой любовь к Родине была превыше всего! Нас учили оценивать свои поступки с точки зрения пользы или вреда для советского общества. Мы любили свою Родину и гордились ею, и это никогда не подвергалось сомнению. В постперестроечные времена понятие патриотизма обесценилось, стало синонимом чего-то устаревшего. Главными ценностями становились материальные блага, комфорт и достаток. Положение усугублялось и попытками дискредитировать отдельные страницы истории нашей страны, дискредитировать существующий политический и экономический строй.
В последнее время ситуация стала меняться — из-за определенных событий вокруг России и удачных решений высшего руководства страны во внешней политике среди нашего населения наблюдается подъем патриотизма. Но хочется объяснить той же молодежи, что любить Родину надо не только в дни ее побед и успехов. Патриотизм — это понятие больше духовное, дающее право сохранить свою самобытность, продолжить непрерывную историко-культурную связь поколений общества, в котором родился человек. В этом опора и сила каждого, кто стремится не только к собственному благополучию, но и благополучию родной земли, на которой будут расти его дети и внуки.
Александр АНАСТАСОВ