Бережливый вуз

Бережливый вуз — это инновационная система организации работы высшего образовательного учреждения, основанная на применении философии, принципов и инструментов бережливого производства. Что это означает на практике? За ответом мы обратились в Кубанский государственный медицинский университет.

 

Проект стартовал в Кубанском государственном медицинском университете в феврале 2018 года при содействии Министерства здравоохранения Российской Федерации и АО ПСР «Росатом». Спустя год после начала реализации программы можно с уверенностью сказать, что в университете действительно эффективно работает система непрерывных улучшений, в которую вовлечены и преподаватели, и студенты, и сотрудники вуза.

Цель концепции «Бережливый вуз» — совершенствование учебного процесса, документооборота, внедрение процессного управления, оптимизация временных и кадровых ресурсов.

Так что же бережет вуз? Время, силы, деньги, иные ресурсы. Студенты бережливого вуза не понаслышке знают, например, как правильно организовать рабочее место врача и избавиться от очередей в поликлиниках. Умение правильно поступать в стандартных ситуациях и продуктивно трудиться начинается с грамотной организации собственного рабочего пространства — это лучший старт для эффективной работы.

Как реализуется модель «Бережливый вуз» в Кубан-ском государственном медицинском университете? В формате трех больших блоков.

Кайдзен (с японского «изменение» и «хорошо») — это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Простыми словами, это постоянное улучшение.

Первый из них касается оптимизации внутренних процессов вуза. В прошлом году было реализовано 5 таких проектов, наиболее показательный пример — оптимизация процессов приемной кампании, позволившая сократить максимальное время ожидания в очереди в несколько раз.

Второй блок — система подачи кайдзен-предложений. Студенты, сотрудники, преподаватели, аспиранты, абитуриенты и врачи, проходящие курсы повышения квалификации, заполняют листы проблем и предложений, которые расположены в холле университета. Эти предложения аккумулирует специально созданная в вузе группа лидеров изменений. Ее участники — это студенты, которые анализируют предложения по направлениям SQDCM (безопасность, качество, исполнение заказа, затраты, корпоративная культура), затем все идеи и предложения обсуждаются на встрече ректора со студенческим активом, где и принимаются совместные решения по открытию проектов с целью решения проблем. Самый первый из реализованных проектов — установка в коридорах вуза скамеек. Студенты сами отметили их отсутствие как проблему, разработали техзадание на закупку, указав форму, количество, материал, определились с расположением. После этого скамейки были закуплены и установлены.

Третий блок — это «Фабрика процессов», которая обучает принципам и инструментам бережливого производства сотрудников медицинских организаций. Сейчас в России реализуется федеральный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», и ожидается, что к 2024 году все поликлиники перейдут на бережливые технологии. Проект направлен на повышение качества и безопасности оказываемых услуг, сокращение очередей и времени ожидания, увеличение времени работы специалиста с пациентом за счет перераспределения нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом, сокращение ненужных запасов и затрат на логистику, правильное планирование расходов. Эта система бережливого производства по модели автомобильного завода Toyota пришла к нам из Японии, в нашей стране внедряется в здравоохранении с 2016 года.

На «Фабрике процессов» проводятся циклы повышения квалификации. Это самостоятельные образовательные модули, направленные на обучение, повышение квалификации и уровня компетенции медицинского персонала, оказывающего первичную
медико-санитарную помощь.

Бережливый вуз — это особая схема управления вузом, основанная на принципах оптимального управления ресурсами, концентрации внимания на нуждах обучающихся и профессорско-преподавательского состава, на проблеме устранения всех видов потерь и всестороннем использовании интеллектуального потенциала персонала университета.

Цикл «Философия, принципы и инструменты бережливого производства» включен в перечень циклов, проводимых в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Он проводится в формате интерактивных лекций и практических занятий на основе кейс-метода, деловых и ролевых учебных игр. Объем программы — 18 часов, длительность — 2 дня.

Цикл «Эффективная организация рабочего пространства лечебно-профилактического учреждения и оптимизация процессов оказания медицинских услуг с помощью инструментов бережливого производства» призван помочь студентам освоить практическое применение бережливых технологий на реальных процессах медицинских организаций. Он включен в перечень циклов, проводимых в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Обучение проводится в симулированных условиях и занимает 2 дня — 18 часов. За 6 месяцев обучение на «Фабрике процессов» прошел 131 человек.

Технология позволяет сформировать у обучающихся новое мировоззрение, актуальные экономические и социальные ценности.

В нашей стране лидером по внедрению бережливых технологий признана Госкорпорация «Росатом». Кубанский государственный медицинский университет курирует Владимир Федорович Арженцов.

Проект «Бережливый вуз» долгосрочный. С его помощью выпускники КубГМУ смогут быстро адаптироваться к условиям труда в любых медицинских учреждениях края и России. 

 

Текст: Владимир Александров

Фото: Кубанский государственный медицинский университет