Игра с камнем

Его жизненную стезю очень точно можно описать словами из песни к одному известному кинофильму: «Но буду благодарен я судьбе за то, что выбрал путь порою ранней, и в том пути я верен был себе…» В детстве он часто наблюдал за работой отца, известного на Урале камнереза, и воочию видел, как из камня получались настоящие произведения искусства: мозаичные изделия. Так и была выбрана дорога, о которой сегодня главный архитектор Краснодарского края Юрий Владимирович Рысин с высоты пройденного пути говорит так: моя профессия – главное приобретение моей жизни. «Игра с камнем» удивительно и счастливо сложила его жизнь, где сформировалось и некое философское понимание человеческого труда как смысла жизни: работать надо интересно! И нам стало интересно, что происходит в крае на том участке работы, который возглавляет Юрий Рысин.

СПРАВКА

Юрий Владимирович Рысин

Родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1958 году.

С отличием окончил Свердловский архитектурный институт.

Работал в проектных организациях и органах исполнительной власти Свердловской области (1982-1986), руководил управлением архитектуры и градостроительства Анапы, был главным архитектором Анапы, председателем правления Анапской организации Союза архитекторов России (1986-2002).                     С 2002 года – руководитель комитета по архитектуре и градостроительству (с июня 2006 года – департамента по архитектуре и градостроительству), главный архитектор Краснодарского края.

Награжден медалью  ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, медалями «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II и  III степени, золотым знаком «Общественное признание».

Заслуженный архитектор Кубани, Заслуженный архитектор России,  член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук

— Юрий Владимирович, Краснодарскому краю в этом году исполняется 80 лет, на протяжении последних лет он стабильно входит в тройку территорий по темпам жилищного строительства. Чем можете объяснить этот отрадный факт?

— Интерес к Краснодарскому краю объясняется просто: это благодатный регион с огромными инвестиционными возможностями. Значит, здесь есть спрос на жилье, а спрос, как известно, рождает предложение. Несколько лет назад мы мечтали о том, чтобы строить один квадратный метр на одного человека в год. Сегодня этот показатель в Краснодаре значительно превышен. А показатель обеспеченности торговыми площадями у нас самый высокий в стране. Странно было бы, если в самом уютном и комфортном месте огромной России все было бы иначе. Сегодня жизнь сама по себе очень динамична, и если кто-то имеет в арсенале интересные идеи и проекты, то на участие в них никого не приходится уговаривать. Хороший пример — наша знаменитая «Немецкая деревня — Европея». Люди активно приобретают жилье в этом комплексе. Со стороны застройщика надо было лишь правильно придумать модель, пригласить «правильных» архитекторов, менеджеров, дисциплинированных исполнителей.

— Какие наиболее важные и значимые для Краснодарского края проекты сегодня находятся в стадии реализации?

— Продолжается реализация всероссийского проекта по превращению города Сочи и прилегающих к нему территорий в курорт не только российского, но и международного значения. Созданная в преддверии Олимпиады инфраструктура задала уровень, и снижать его никто не собирается. Мы изучали «постолимпийский» опыт многих городов в разных странах, и он в большинстве случаев негативный. Огромные  сооружения  после того, как закончились спортивные баталии, требуют ухода и элементарного содержания. Сочи в этом плане имеет долгосрочную перспективу, и у нас есть все шансы на совершенно другой результат. Сегодня в городе постоянно проходят различные мероприятия самой разной направленности, от фестивалей до автогонок, горнолыжный комплекс стал очень привлекательным местом отдыха для россиян, и это еще далеко не все возможности, которые предлагает территория. Вообще, реализация этого проекта стала значимым событием для многих людей, чуть ли не главным в жизни. Испытать драйв от слаженного взаимодействия огромного количества людей, которое я не побоюсь сравнить с фронтовой дружбой, а она, как известно, самая крепкая, — это многого стоит. Те, кто прошел Сочи, сегодня очень дружны, встречаются, узнают друг друга — все-таки семь лет жизни отдано этому проекту. Особенно хочется отметить организаторскую роль Заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Николаевича Козака. Его спокойствие, уверенность и жесткость в решении многих оперативных вопросов очень помогала. Олимпийский проект в Сочи я назвал бы социальным локомотивом, объединившим и сплотившим россиян. Все это было потрясающе! Уверен, что олимпийский опыт будет в полной мере использован и в подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Другая группа проектов, которые являются знаковыми для края, — это создание портово-промышленных комплексов на ряде территорий, в частности, на Тамани. Строительство моста в Крым придает развитию нашего края новый импульс и стратегический смысл. Новые дороги, объезды крупных городов, новые терминалы в аэропортах, скоростные железнодорожные магистрали — все это запланировано или уже реализуется. Особое место занимают спортивные сооружения для доступного спорта. Ну и нельзя забывать, что Кубань — это очень благоприятное место для сельского хозяйства, и сегодня предприятия этой отрасли активно развиваются. Задача, поставленная губернатором края, проста: производить и перерабатывать максимум и уходить от импортозависимости. Все это в совокупности внесло очень заметное оживление и в социальной сфере, и сгенерировало в обществе духовный подъем.

— Позитивная информация настраивает на благодушие, а потому в беседе можем упустить что-то проблемное. Какими видятся главному архитектору Краснодара нерешенные проблемы?

— Они видны нам, они видны жителям. Одна из главных — это транспортная. И, что удивительно, она ведь возникла от хорошей жизни. Россияне стали лучше жить, уровень автомобилизации в Краснодарском крае — один из самых высоких в стране. Если добавим сюда туристический летний транзит на черноморское побережье и в Крым, то вырисовывается системная проблема. И если на магистральных направлениях это решается с помощью строительства современных автотрасс, то в городах наскоком проблему не решить. В новых районах транспортные вопросы уже более продуманы, сейчас главной задачей для Краснодара будет строительство дальнего западного обхода. Еще я бы выделил проблему отставания в строительстве социальной инфраструктуры в новых районах. И если с обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях справляемся, то школ, предприятий быта и сервиса явно не хватает. Важно  отметить, что сработали меры по увеличению рождаемости, принятые руководством страны, плюс внутрироссийская миграция. Но это, можно сказать, приятные проблемы, задачи по их решению поставлены и им в крае уделяется много внимания.

— Мы не коснулись вопроса, суть которого заложена в Вашей должности и профессии: архитектура. Можете охарактеризовать стиль и традиции в архитектуре края, и хотелось бы Вам что-то коренным образом изменить?

— Было бы странно, если бы я сказал, что у нас все великолепно. Я, как архитектор, вижу массу проблем, и связаны они в первую очередь с так называемой «болезнью роста» при продолжающемся строительном буме. А это, естественно, негативно повлияло на архитектуру. Проще говоря, зодчество в каком-то смысле отошло на второй план. Причем речь идет больше не о качестве архитектуры отдельных объектов, а о недостатке комплексных решений, которые делали бы гармоничным облик целых архитектурных ансамблей. Сейчас, например, взят жесткий курс на снижение этажности в приморских городах, в  исторических центрах. Мы разработали концепцию застройки исторических мест наших городов, при которой предусмотрена квартальная реконструкция, где этажность постепенно повышается от периметра к центру. Тогда новострой не выглядит объектом-выскочкой, каких уже успели построить немало в последние годы. Не радует меня облик наших курортных городов, как малых, так и более значимых. И здесь надо учитывать тот факт, что люди, приезжающие на отдых из больших мегаполисов, хотят видеть вокруг себя другой мир. В этом плане работаем с муниципальными образованиями, убеждаем бизнес не видеть в строительстве только прибыль, а еще дружить со здравым смыслом и эстетикой. Ну и еще один момент, с которым трудно смириться, — это реклама. Как говорили мудрые древние греки, «ничего сверх меры»: ни в этажности, ни в рекламе, ни в плотности застройки. Опыт реконструкции Сочи, к слову, дал мощный толчок к развитию многих городов именно в русле комплексных решений в архитектуре. Хорошим примером я бы назвал Геленджик.

— У Вас есть профессиональная мечта?

— Как-то никогда не думал об этом… Хочется, чтобы наши города и станицы выглядели так, чтобы не приходилось за что-то извиняться. Хочется, чтобы приезжающий к нам гость или турист сказал: какая красота! Ощущения должны быть такими, какие мы испытываем при посещении старых европейских городов с их гармонией, сохранением памятников, уровнем благоустройства. Мы ведь не глупее, не менее профессионально подготовлены и эстетически развиты. Важно, чтобы все понимали, если говорить о застройке, что эстетика, красота — это экономическая категория. И когда мы красоты добьемся, то и с экономикой у нас будет все в порядке.

— Мы знаем, что у Вас есть небольшая коллекция картин…

— Действительно небольшая, и назвать ее уникальной нельзя. Особой цели что-то коллекционировать у меня не было, она собралась из подарков родных, друзей, иногда что-то цепляло и покупал сам. Так и получилось собрание произведений кубанских художников. В них застыл дух Юга России, его энергетика и понимание особой гармонии, симфонии окружающей жизни. Мне это очень нравится, мое увлечение разделяют дети.

— Но практическая работа в области искусства все же была?

— Совместно с известными скульпторами Поляковым, Карнаевым, Пчелиным мы сделали несколько, надеюсь, хороших памятников в Анапе и Краснодаре. Вообще скульптура — это неотъемлемая часть городской архитектуры, визитная карточка многих городов. Я бы назвал этот жанр высшим пилотажем в городской среде, когда работу скульпторов и архитекторов можно сравнить с работой театральной труппы. Недавний пример такой работы — памятник святой Екатерине скульптора Шанова. Беседка в виде колокола, над которой возвышается скульптура, стала очень посещаемым местом, особенно молодоженами, желающими как будто получить благословение святой. Именно этот сценарий мы обсуждали и заложили в проект. Сработало! Ну а авторам остается только получать удовольствие от результата. Можно отметить такую же работу по городским фонтанам. Мы изначально поставили задачу сделать Краснодар городом не просто фонтанов, а уникальных фонтанов. Думаю, получается…

— Что для Вас является основополагающим в жизни?

— Семья, профессия, доверие между людьми, взаимная поддержка, крепкая дружба. Вещи вроде бы банальные, но на этом все держится. Особо хочу отметить именно доверие, в том числе профессиональное. Я многие годы работаю с очень известными, можно сказать, звездными архитекторами, и много раз убеждался, что чем выше уровень человека, тем он ответственнее, позитивнее, человечнее, что ли. Взаимное доверие, которое возникает в процессе профессионального и обычного общения с такими людьми, просто бесценно, и в эмоциональном плане тоже.

Автор: Александр АНАСТАСОВ

Фото: Из архива департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края