Или — Ил

Российские самолеты, которые создавались для покорения международных рынков в широкой международной кооперации, к текущему моменту по разным внешним и внутренним причинам потеряли свою экономическую целесообразность, и для сборки Ил-96-400М будут использоваться только российские комплектующие.

Российский пассажирский лайнер Ил-96-400М будет собираться исключительно из отечественных комплектующих. Благодаря этому производству самолета не помешают внешнеполитические факторы, и новому Ил не грозит судьба аппаратов ГЛОНАСС: их производство Россия не может запустить в серию из-за нехватки импортных комплектующих. Похожая проблема и у перспективной разработки российского авиастроения — самолета МС-21, конкурента самых массовых в мире магистральных Boeing и Airbus. Недавно американцы перестали поставлять России композиты. Их планируется заменить российскими, но пока серийное производство перенесли. Двигатели в этих лайнерах тоже будут отечественные, но первые поставки планируются с американскими Pratt & Whitney.
По мнению экспертов, российские авиастроители сильно отстали в области производства двигателей, цифровых систем, материалов и других составляющих гражданского авиастроения. Это не позволяет, в частности, наладить массовое производство гражданских самолетов Туполева, за которое многократно высказывался Владимир Путин. Президент страны в разные годы трижды посещал предприятие в Казани и издавал указы о начале массового производства российских самолетов, но в конечном счете купил их только специальный летный отряд «Россия», который возит первых лиц государства. Высказываются мнения, что серьезного будущего нет и у российских МС-21 и SSJ-100, так что оба проекта представляются очень дорогой наработкой конструкторского опыта.

Ил-96-400М создается на базе серийного самолета Ил-96. У нового лайнера будет более длинный фюзеляж и более мощные двигатели. Самолет сможет вместить до 370 пассажиров в зависимости от компоновки салона. По показателям надежности, безопасности и экономичности Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами.

На общем фоне Авиационный комплекс имени Ильюшина, ведущий активную работу по модернизации старых и разработке новых самолетов, выглядит наиболее достойно. В мае 2016 года президент Владимир Путин решил «перезагрузить» производство самолетов Ил-96-400М. На опытно-конструкторские работы в 2017–2019 годах было выделено 17,2 млрд рублей. Общая стоимость программы модернизации в 2016–2023 годах планировалась на уровне 53,4 млрд рублей. Предметное обсуждение планов по возобновлению выпуска дальнемагистральных самолетов началось в феврале 2017 года. Минпромторг, Минобороны и ОАК должны модернизировать самолет. В мае 2017 года Воронежский авиазавод (ВАСО) заключил контракт с ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» на выполнение опытно-конструкторских работ по постройке опытного образца самолета Ил-96-400М на сумму 6,2 млрд рублей. Ранее сообщалось, что поставки модернизированного воздушного судна начнутся в 2025 году. Недавно ВАСО завершило стапельную сборку первого опытного образца самолета. Ранее в Сети появилось видео с испытаниями Ил-112В — первого транспортного самолета, сконструированного в России после развала СССР.

К середине нулевых годов производство и конструирование российских самолетов прекратилось из-за отсутствия спроса со стороны заказчиков, и авиационное производство в РФ умерло на долгие годы.

На момент написания этой статьи Воронежский авиазавод повторно объявил аукцион на право выполнения работ по реконструкции и перевооружению предприятия для изготовления лайнера Ил-96-400М. Начальная стоимость работ составляет 396,2 млн рублей. Профинансируют их за счет средств бюджетных инвестиций.
Согласно условиям торгов, до 18 декабря 2020 года подрядчик должен переустроить корпуса №1 и 89/1, а уже к 19 августа завершить строительно-монтажные и пуско-наладочные работы. Площадь технического перевооружения составит
1 тыс. кв. м. Работы будут выполняться без остановки действующего производства. Их проект в 2018 году разработало АО «Казанский Гипронииавиапром».
В октябре авиазавод уже объявлял подобный аукцион, но подрядчика найти не сумел.

Текст: Елена Логунова
Фото: A.Gasparyan/ UAC_Russia