Юрий Бурлачко: «Масштабность стоящих задач требует новых подходов в работе»

В декабре 2019 года Законодательное Собрание Краснодарского края отметит свое 25-летие. На счету шести созывов кубанского парламента тысячи принятых нормативных правовых актов, благодаря которым по многим показателям Кубань входит в число уверенно развивающихся регионов страны, где хорошо жить и работать.

О важности современных подходов к разработке законов и формах контроля за реализацией национальных проектов, умении ради благополучия жителей объединять усилия с парламентариями соседних регионов лучше других знает спикер Законодательного Собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко. Об этом он рассказал корреспонденту журнала «Держава».

Юрий Александрович, наше интервью проходит накануне 25-летия ЗСК. О чем Вам хотелось бы сказать в первую очередь?

— Четверть века — большой период времени. Пять созывов Законодательного Собрания края позади. Хочу поблагодарить наших предшественников, кто стоял у истоков развития кубанского парламентаризма: они оставили хорошую законодательную базу для стабильного развития всех сфер деятельности Краснодарского края, которую мы, депутаты шестого созыва, продолжаем совершенствовать. Спасибо и нашим избирателям, доверившим нам решать их проблемы.

Какие из принятых депутатами кубанского парламента законов можете назвать ключевыми?

— Основой региональной экономики — и вы это прекрасно знаете — является агропромышленный комплекс и туризм. Именно с успехами в этих областях мы связываем будущее Кубани. И именно поэтому они — приоритет нашей законотворческой деятельности. Безусловно, особое внимание мы уделяем социальной защищенности людей, повышению уровня их жизни и охране здоровья. В этом году, к примеру, только на сентябрьской сессии принято сразу четыре документа, регулирующих в том числе дальнейшее развитие в крае системы здравоохранения и поддержку медработников в сельской местности. Рассмотренные нормативные правовые акты предполагают также оказание помощи педагогическим работникам и многодетным семьям. Отмечу, что данные темы обсуждаются депутатами на всех пленарных заседаниях. Мы постоянно совершенствуем нормативную правовую базу, поэтому называть каждый принятый нами «социальный», «медицинский» или «аграрный» закон ключевым, считаю, было бы неправильно. Это планомерная работа, имеющая одну-единственную цель — повысить качество жизни кубанцев, ускорить темпы экономического развития края. Другое дело, когда речь идет о законах, касающихся решения наболевших остросоциальных вопросов или кардинального изменения ситуации в отраслях, обладающих большим потенциалом и имеющих важнейшее значение для всего региона. В данном случае я говорю о животноводстве. Оно, кстати, тесно связано с органическим земледелием и выпуском экологически чистой продукции. Нормативный правовой акт по развитию этого направления в сельском хозяйстве принят нами на июньской сессии. И его как раз можно назвать ключевым. Сейчас готовятся поправки в закон о плодородии. Он тоже обещает стать основополагающим, поскольку разрабатываемые корректировки предполагают увеличение объема вносимых в почву органических удобрений, что, в свою очередь, потребует увеличения поголовья скота. Необходимость насыщения кубанских черноземов гумусом — еще один серьезный аргумент к развитию в регионе животноводства. Связанный с ним профильный закон, принятый депутатами шестого созыва в апреле 2018 года, я тоже считаю базовым. Ведь реализация документа позволит удовлетворить потребности в качественном отечественном продукте, обеспечить полную загрузку мощностей перерабатывающих предприятий Краснодарского края. В рамках исполнения закона сейчас ведется работа по внедрению передовых технологий, расширению пастбищ для животных, заготовке кормов. В разных районах нашего региона реконструируются фермы. Удалось увеличить финансирование отдельных направлений отрасли, в том числе молочного производства. Соответственно, выросли надои. И, пожалуй, главный итог действия закона на сегодняшний день заключается в том, что нам удалось вселить веру в инвесторов, убедить их в существовании реальной господдержки отрасли. Подчеркну, оба закона — и по органике, и по животноводству — выражают позицию государственной власти по развитию агропромышленного комплекса на Кубани. Особую значимость имеет и принятие главного финансового документа Краснодарского края. Подчеркну: наш бюджет за прошлый год исполнен с обеспечением всех социальных обязательств. В декабре 2018-го мы утвердили краевой бюджет на трехлетний период. К ключевым нормативным-правовым актам, одобренным депутатами шестого созыва, также можно отнести закон о курортном сборе, изменения в региональный градостроительный кодекс, которыми мы расширили зону ограничения застройки на черноморском и азовском побережьях и тем самым сделали важный шаг к формированию единого архитектурного облика данных территорий, и многие другие.

© Пресс-служба Законодательного собрания Краснодарского края

Уже есть удовлетворение от реализации принятых решений?

— Отвечая на ваш вопрос, остановлюсь на поддержке малых сельхозтоваропроизводителей и фермеров-виноделов. Летом этого года аграрный комитет краевого парламента разработал по моему поручению инициативу по внесению изменений в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Она предусматривала исключение несогласованности правовых норм в части оказания финансовой поддержки кубанским виноделам. Документ был одобрен Советом законодателей Краснодарского края и направлен в Госдуму. Недавно наши коллеги из федерального центра приняли соответствующие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Теперь фермеры — производители подакцизной продукции могут рассчитывать на господдержку. И этот результат, как вы понимаете, не может не радовать нас.

Юрий Александрович, все приоритетные направления государственной политики четко сформулированы в 12-ти национальных проектах. Каким образом депутатский корпус участвует в реализации задач, обозначенных Президентом России?

— Их масштабность требует новых динамичных подходов в работе, законов на опережение. Глава государства Владимир Путин подчеркнул, что регионам необходимо опираться на тщательный учет мнений и потребностей населения. Кроме того, и Президент страны, и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвали региональных законодателей обеспечить за исполнением национальных проектов парламентский и общественный контроль. В данном направлении депутатский корпус Кубани будет применять тот опыт эффективной системы контроля, который наработан в рамках мониторинга исполнения государственных программ. Отмечу, сегодня на госпрограммах построена практически вся жизнь региона. Это новые детские сады, школы, социальное жилье, дороги, коммунальная инфраструктура — практически все, без чего немыслима качественная и комфортная жизнь кубанцев. На исполнение программ направляется более 96 процентов краевого бюджета. Поэтому строгий парламентский контроль необходим, ведь любая «пробуксовка» в освоении бюджетного рубля — это срыв сроков строительства и многое другое. Мы отслеживаем этот процесс по этапам. Первое звено в системе контроля — отраслевые министерства ежеквартально отчитываются перед профильными комитетами ЗСК о ходе исполнения госпрограмм. Если комитеты посчитают, что вопрос находится в зоне риска, то могут порекомендовать вынести его рассмотрение на планерное совещание — это второе звено. В случае необходимости принятия кардинального решения вопрос может стать предметом рассмотрения и на сессии ЗСК. Это уже, получается, третье звено. Такая четко отлаженная система контроля позволяет нам в случае необходимости быстро откорректировать работу и не допустить проволочек. В новом парламентском году на планерном совещании мы уже проанализировали темпы исполнения госпрограмм за восемь месяцев. По итогам работы ряду органов исполнительной власти были даны соответствующие рекомендации. Мы планируем вернуться к этому вопросу уже в ноябре, тогда проанализируем и выполнение госпрограмм по итогам девяти месяцев. А что касается национальных проектов, то, как вы знаете, Кубань принимает участие в реализации 11-ти из них. Для достижения целевых показателей, относящихся к полномочиям Краснодарского края, на его территории утверждено 47 региональных проектов. Кроме того, уже разработан паспорт еще одного регионального проекта, обеспечивающего достижение целей и показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», входящего в нацпроект «Экология».

Как осуществляется взаимодействие кубанских законодателей и исполнительных органов по этому вопросу?

— Губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев лично держит руку на пульсе. В крае внедрен проектный подход к реализации приоритетных задач, определены кураторы и закреплена персональная ответственность за их выполнение. Анализ этой работы регулярно становится предметом обсуждения на расширенных совещаниях в администрации края. На мой взгляд, это очень действенный формат работы. Если говорить о ее промежуточных итогах, то на одном из недавних совещаний губернатор Краснодарского края отметил, что Кубань в среднем на 10 процентов опережает другие регионы по темпам освоения средств, выделенных в рамках национальных проектов. В крае уже полностью завершен проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Хорошие темпы освоения средств по проектам «Малое и среднее предпринимательство», «Демография», «Образование», «Международная кооперация и экспорт». Также добавлю, что с целью координации деятельности комитетов ЗСК создана Комиссия Законодательного Собрания края по обеспечению реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. В состав этой комиссии включены председатели комитетов, курирующих реализацию национальных (региональных) проектов в соответствии с профилем деятельности комитетов. Каждым членом комиссии созданы рабочие группы, в которые вошли кубанские парламентарии, представители органов исполнительной власти, депутаты органов местного самоуправления, представители общественности, ученые и практики. Такое расширение круга исполнителей, уверен, позволит максимально сконцентрировать усилия на реализации нацпроектов, осуществлять общественный контроль за исполнением запланированных мероприятий и достижением поставленных целей. Очень важно донести до жителей края результаты нашей работы. Национальные проекты направлены на существенные изменения в отраслях, которые, как сказал Президент России, должно увидеть и оценить прежде всего население.

© Пресс-служба Законодательного собрания Краснодарского края

Законодательное Собрание Краснодарского края шестого созыва стало автором еще одной инновации в работе — проведения в стенах парламента Дней муниципальных образований. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом ноу-хау.

— Начну с того, что практика проведения Дней муниципальных образований сформировалась немного раньше — в пятом созыве ЗСК. Мы решили продолжить эту работу. Только обновили ее формат. Необходимость применить кардинально новый подход к работе была продиктована и Указом Президента России № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Теперь вместо проведения выставок достижений предприятий того или иного муниципалитета мы анализируем практику работы органов местного самоуправления. Комитеты ЗСК выезжают в районы, и каждый по своему профилю изучает динамику развития отраслей за последние несколько лет. Хочу особо подчеркнуть, что депутаты не выступают простыми статистами, фиксирующими показатели. Мы детально разбираем сложившуюся ситуацию, делая при этом упор на выявление факторов, сдерживающих дальнейшее развитие территорий, и совместно с руководителями муниципалитетов находим пути решения. Результаты глубокого анализа обобщаем в резолюциях круглых столов по итогам выездных мероприятий. В документах находят отражение и рекомендации парламентариев. За два года такая работа уже проведена в девяти муниципальных образованиях: Кореновском, Тимашевском, Новокубанском, Брюховецком, Кавказском, Крымском и Лабинском районах, а также городах-курортах Анапа и Геленджик.

Как воспринимают такой формат работы органы местного самоуправления?

— Судите сами. «Пионером» стал Кореновский район. В 2018 году именно на нем мы впервые отработали новый формат. А уже в этом году провели контрольные мероприятия, в ходе которых выяснили, удалось ли изменить ситуацию в проблемных сферах. Отмечу, администрация испытание выдержала. По тем проблемам, которые не сняты с контроля или требуют долгосрочного решения, составлены «дорожные карты». Есть уверенность в том, что задачи, поставленные и главой государства, и губернатором Кубани, обязательно будут выполнены. И в конце этого года на очередной сессии мы заслушаем информацию о ходе исполнения принятых резолюций и в ряде других территорий, которые уже прошли через Дни муниципалитетов в ЗСК.

В нашей беседе нельзя обойти стороной тему развития кубанской столицы. Планируется ли здесь проведение подобных мероприятий?

— К Краснодару у нас особый подход. С руководством мэрии мы встречаемся регулярно в расширенном формате: помимо председателей комитетов, в обсуждении перспектив развития и проблем краевого центра принимают участие депутаты ЗСК от Краснодара. За два года мы собирались за круглым столом трижды. Пока не приходится говорить о грандиозных результатах, но главное — нам удалось совместить векторы нашей работы и сдвинуть с мертвой точки решение многолетних проблем. Замечу, в июне мы утвердили очередную резолюцию круглого стола, а уже в июле профильный комитет ЗСК начал получать отчеты об исполнении ее пунктов. К слову, решение проблем в Краснодаре, как нигде, на виду: жители краевой столицы могут наблюдать за ее развитием в реальном времени. Мы говорили о необходимости обновления подвижного состава трамвайного и троллейбусного депо. И уже видим новые вагоны на линиях. Давали рекомендации по решению проблемы второй смены в образовательных учреждениях, а в сентябре дети пошли в новые школы. В тесном взаимодействии краевых депутатов и коллег из городской Думы решаются менее глобальные, но не менее значимые для жителей вопросы: по ремонту детских садов, благоустройству территорий и другие.

© Пресс-служба Законодательного собрания Краснодарского края

Законодательное Собрание Краснодарского края тесно взаимодействует с соседними регионами по вопросам совершенствования федерального законодательства в рамках Южно-Российской парламентской ассоциации. В этом и прошлом году кубанскому парламенту довелось председательствовать в ней. Каким для Вас был этот опыт? И чему он Вас научил?

— Говоря о работе кубанских законодателей в ЮРПА, надо в первую очередь отметить, что это авторитетный политический орган, объединяющий восемь законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Южного федерального округа. Ассоциированные члены — парламенты Абхазии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии и Ингушетии. Обмен опытом и выработка общего мнения по вопросам законотворчества — одна из основных задач ассоциации. Ведь ЮРПА создавалась в 2001 году именно как консультативный орган для совещательной деятельности в едином правовом пространстве и для установления межпарламентского сотрудничества. Убежден, выступая вместе, регионы вправе рассчитывать на то, что их голос лучше слышен в федеральном центре. Скажу откровенно, председательство в ЮРПА — это большая ответственность, с которой Законодательное Собрание, по моему мнению, справилось. В прошлом году конференцию, которая является высшим органом парламентской ассоциации, впервые принял Краснодар. До этого встречи по линии ЮРПА проходили в приморских территориях края. Глава региона Вениамин Иванович Кондратьев, принявший участие в краснодарской конференции, отметил высокую значимость работы ассоциации. В ее рамках депутаты рассмотрели один из важнейших для кубанского АПК вопросов — развитие чаеводства. Также было принято Обращение к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее развитие яхтенного туризма. Затем в мае этого года парламентарии собирались на XXX конференцию в Сочи. Центральной темой обсуждения в олимпийской столице символично стало развитие спорта, также были подняты вопросы, затрагивающие проблемы экономики, социальной сферы. Все поддержанные инициативы были направлены в Госдуму РФ. В завершении сочинской конференции Кубань передала свои полномочия по председательству в ЮРПА Астраханской области — в сентябре там состоялась очередная встреча членов ассоциации. Несомненно, ЮРПА — мощная площадка, на которой оттачиваются законодательные инициативы всего Южного федерального округа. У нас с соседними регионами очень много общего. Аграрная и рекреационная отрасли — важнейшие секторы экономики для южных субъектов, и мы будем продолжать совершенствовать их с учетом своего опыта и наработок соседей.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. Какой подарок к 75-летию Великой Победы кубанские законодатели приготовили ее участникам?

— В деятельности ЗСК все четверть века в числе приоритетных были вопросы патриотического воспитания, сохранения памяти о героических подвигах наших предков. В преддверии празднования юбилея Великой Победы депутатами кубанского парламента был принят краевой закон «О почетных званиях населенных пунктов Краснодарского края». Документ разработан в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Закон устанавливает правовые основы присвоения населенным пунктам почетных званий региона «Город воинской доблести», «Станица воинской доблести», «Рубеж воинской доблести». Почетные звания являются высшей степенью признательности жителей Кубани за ратную доблесть, честь и мужество защитников Отечества. При рассмотрении вопроса об их присвоении учитываются заслуги защитников Отечества, ставшие примером для поколений российских граждан. В текущем году почетное звание — «Город воинской доблести» — уже было присвоено Крымску и Темрюку. А недавно депутаты рассмотрели документы о присвоении этого звания Армавиру и направили их в оргкомитет «Победа». На очереди и другие населенные пункты края.

Юрий Александрович, что бы Вы пожелали своим коллегам по депутатскому корпусу накануне юбилейной даты ЗСК?

— Не сбавлять обороты в работе. Принимаемые нами законы должны работать в интересах людей, способствовать благополучию каждого человека и региона в целом. Так было и, уверен, так будет!

© shutterstock.com

История представительной власти Кубани уходит своими корнями в давний период казачьего самоуправления и времена народной демократии, предусматривавшие обязательность выборов атамана и решение широкого круга вопросов прямым волеизъявлением на общих собраниях казаков.

После провозглашения Императором Николаем Вторым Манифеста 1905 года, предоставившего различным сословиям право голоса при формировании Государственной Думы России, казаки и иногородние активно участвуют в выборах депутатов, представлявших в российском парламенте интересы Кубанской области. В революционный период появляются новые формы представительной власти. 1 ноября 1917 года проходит первая сессия Кубанской Законодательной Рады — постоянно действующего законодательного органа. После установления советской власти на всей территории России на Кубани устанавливается единая система Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов, просуществовавшая, с различными модификациями, вплоть до 1994 года. С 1994 года постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти края стало Законодательное Собрание Краснодарского края. Первые выборы депутатов ЗСК состоялись 20 ноября 1994 года, и в декабре того же года краевой парламент в составе 50 депутатов собрался на первую в своей истории сессию. В этот период были заложены основные принципы деятельности кубанского парламента, приняты базовые в плане организации и формирования государственной и муниципальной власти на Кубани краевые законы. Депутаты каждого последующего созыва постоянно и активно работали над формированием законодательства, обеспечивающего устойчивое развитие всех отраслей экономики и социальной жизни края. В настоящий момент законотворческую работу в крае ведут депутаты шестого созыва. 10 сентября 2017 года в Законодательное Собрание шестого созыва было избрано 70 депутатов по одномандатным округам и по партийным спискам. На первой сессии 28 сентября 2017 года председателем Законодательного Собрания Краснодарского края был избран Юрий Бурлачко. В составе депутатского корпуса шестого созыва сформированы три фракции (ВПП «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР), на постоянной основе действуют 14 комитетов. Хотя срок полномочий депутатов шестого созыва далек от завершения, ими уже разработан и принят большой пакет важных региональных законов, регулирующих деятельность различных отраслей экономики и социальной сферы.
Среди них: «О развитии животноводства и производства животноводческой продукции на территории Краснодарского края», «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края…», «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…», «О развитии производства органической продукции…» и целый ряд других. Особо стоит упомянуть краевой закон «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года», который задал вектор развития всех отраслей экономики и социальной сферы Кубани. «Достижение обозначенных в Стратегии-2030 целей, — считает спикер ЗСК Юрий Бурлачко, — потребует от депутатов шестого и последующих созывов активной законотворческой работы по всему спектру направлений. Нам предстоит формировать такое правовое поле, которое создаст оптимальные условия для работы хозяйственного комплекса края, обеспечит эффективную реализацию бюджетно-финансовой, налоговой политики и гарантирует принципы социальной защиты граждан».

Текст: Армине Геворгян