Как возрождается яхтинг в Крыму

По оценкам экспертов, Крым – самое лучшее на Черном море место для яхтинга: он с трех сторон окружен водой; здесь гораздо больше, чем на материке, удобных бухт; теплый климат, а уникальные ветровые условия позволяют ходить под парусом практически весь календарный год.

Но при всем при этом, как ни парадоксально, парусный спорт и яхтенный туризм долгие годы тут почти не развивались. Ситуация начала меняться лишь после того, как весной 2014 года Крым вошел в состав Российской Федерации.

Почти сразу местные яхтсмены стали убеждать представителей новой власти в необходимости развивать парусный спорт и яхтенный туризм, которые в перспективе принесут бюджету миллиардную прибыль. Чтобы консолидировать свои усилия в этом направлении, в августе того же года энтузиасты создали Федерацию парусного спорта Республики Крым и она развернула активную деятельность по возрождению яхтинга, а так же приступили к разработке предложений по преобразованию законодательной базы.

– Однако правовые вопросы, к сожалению, быстро не решаются, – говорит президент федерации Алексей Андруцкий. – Поэтому пока тянется бюрократическая «волынка», мы сосредоточили свои усилия на популяризации парусного спорта, прежде всего – посредством проведения спортивных соревнований и фестивалей. Их мы стали проводить гораздо больше и масштабнее, чем раньше.

Такие соревнования помогают яхтсменам и восстановить давно потерянные связи, и привлечь новых участников из разных регионов России, которых в парусном спорте притягивают его красота, чувство риска, дух соперничества, схватка со стихиями и, в то же время, сплоченная работа единой команды.

Одним из таких соревнований является парусная регата «Кубок Крыма 2016», которая традиционно проводится силами двух парусных Федераций – Севастополя и Республики Крым.

В этом году регата «Кубок Крыма» проводилась в период с 12 по 22 июня, собрала рекордное количество участников – 33 крейсерские яхты и прошла по следующему маршруту: Севастополь – Артек – Балаклава – Евпатория – Донузлав – Севастополь.

По итогам регаты были определены победители в нескольких номинациях. Самый галантный капитан «Кубка Крыма – 2016» — рулевой яхты Морьянка — Иван Чехлатый. Мисс «Кубок Крыма — 2016» стала Александра Чичерова — капитан яхты «Мохито», мастер спорта, победитель Кубка России 2016, бронзовый призёр чемпионата Росии в классе яхт 470 между женщин. «Ветераном Кубка Крыма» стал парусный мастер, яхтенный капитан Александр Гаплевский, капитан-наставник яхты «Искра». Юнгой «Кубка Крыма» стал Иван Подгорный из Алушты, 9-ти летний юнга яхты «Кармен».

Яхтой «Кубка Крыма» стала — яхта «Фантастика» — капитан МСМК Алексей Борисов. Данный экипаж завоевал и главный приз «Кубка Крыма» — Голубую ленту Крыма.

На всех «Крымских» этапах Федерация парусного спорта РК организовывала подведение итогов и устраивала торжественное награждение победителей этапа. В Евпатории же, Федерацией был организован особо теплый прием и днем организован целый ряд увлекательных экскурсий, а вечером – сногсшибательный банкет на берегу этого замечательного курорта.

– Я не встречал среди яхтсменов слабых людей, – подчеркивает Алексей Андруцкий. – Парусный спорт особенно популярен среди мужчин и женщин со стержнем, которые привыкли быть лидерами в повседневной жизни, нести ответственность за коллектив, преодолевать любые преграды. Это, как правило, именитые бизнесмены, политики, чиновники… Например, очень много яхтсменов в руководстве таких крупных госкорпораций, как «Газпром», «Ростех», «Роскосмос», Сбербанк России, банк ВТБ  и других известных компаний. Причем парусным спортом они стали увлекаться еще до того, как пришли на свои руководящие должности.

Одной из своих главных задач Федерация парусного спорта РК считает возрождение детско-юношеских спортивных школ – только в этом случае у яхтинга будут большие перспективы.

– Уже более 300 ребят занимается в ДЮСШ Евпатории, Черноморского, Новоозерного и Щелкино, скоро аналогичные школы откроются в Феодосии и Керчи, – рассказывает Алексей Николаевич. – В Ялте планируется строительство марины, в качестве социальной нагрузки на ее базе тоже будет создана школа парусного спорта.

Кроме того, недавно Госсовет республики принял решение о выделении 10 миллионов рублей на финансирование ДЮСШ. Этой суммы должно хватить на приобретение нескольких яхт класса «Оптимист» и необходимого инвентаря для четырех школ.

Следует отметить, что в наших детских парусных школах, занимается уже приличное количество деток, но пройдя через пятилетний жесткий отбор парусной школы, остаются и становятся настоящими яхтсменами всего человек пять. Именно из таких ребят потом вырастают люди, добивающиеся больших высот.

Однако больше всего развитие яхтинга сдерживает весьма далекая от совершенства правовая база, в особенности суровые пограничные и таможенные правила, которые не разрешают безвизовый заход иностранных яхт в Российскую Федерацию, временный ввоз яхт под иностранным флагом резиденту РФ, чартерный туризм для иностранных граждан, и другие моменты.

При этом, за полтора года нам удалось добиться определенных изменений. По нашей просьбе упростили режим неоднократного пересечения госграницы (выход за 12-ти мильную зону) – теперь для этого просто достаточно сообщить в погранслужбу ФСБ за 72 часа и яхте можно спокойно идти удобным курсом, а не болтаться все время под берегом.

Однако, осталось еще немало вопросов, которые только лишь следует решить. Развитие туристического яхтинга сильно тормозят и немалые пошлины за ввоз яхт, и отсутствие развитой инфраструктуры, в том числе и портовых заправочных станций. Например, за приобретенную за рубежом яхту при ввозе в Россию нужно заплатить таможенные платежи в размере 40-45% ее стоимости!

Уже два года члены Федерации парусного спорта Республики Крым и их единомышленники из других организаций обращаются в разные инстанции с конкретными предложениями об изменении нормативно-правовых и законодательных актов, касающихся этой сферы.

– Поначалу чиновники игнорировали наши обращения, – рассказывает Алексей Андруцкий. – Но затем нам удалось выйти на полпреда президента РФ в Крымском федеральном округе Олега Белавенцева и убедить его в необходимости пересмотра ряда существующих правил, из-за которых полуостров покинуло больше половины яхт с иностранной «пропиской». Олег Евгеньевич  ознакомил с нашими предложениями Владимира Владимировича Путина, который их поддержал и в мае прошлого года дал поручение правительству принять решения по всем изложенным вопросам.

На состоявшемся в начале июля в Симферополе заседании Экспертного совета по развитию парусного спорта и яхтенного туризма Олег Белавенцев отметил: «Поручение президента не выполнено или же выполнено формально… Думаю, это дело нашей чести – довести эту важную и непростую задачу до конца. И вместе мы это сможем сделать».

Крымские яхтсмены очень надеются, что нынешней осенью решится хотя бы вопрос об освобождении иностранных яхт, заходящих в порты на территории Евразийского экономического союза, от уплаты таможенных сборов и платежей сроком до одного года.

– Документ о внесении таких изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза уже прошел ряд согласований, его должны принять на заседании совета ЕАЭС, которое состоится в сентябре-октябре этого года, – поясняет Андруцкий. – В этом случае яхты вернутся в Крым, ведь у нас одни из самых дешевых прайсов на обслуживание и стоянку. А турист на яхте приносит в два раза больше денег, чем сухопутный. Вообще если не ставить палки в колеса развитию яхтинга, то он может давать колоссальную прибыль. Например, в 2014 году в бюджет Турции от яхтинга поступило почти 6 миллиардов евро!

Однако развитию яхтинга, помимо несовершенного законодательства, мешает слабо развитая инфраструктура для хранения, обслуживания и содержания яхт. В частности, в Крыму почти нет полноценных марин – оборудованных по мировым стандартам стоянок для яхт с сервисным обслуживанием.

– Строительство марин – это очень дорогостоящий проект, который мало кто способен потянуть, – говорит президент федерации. – Поэтому в той же Турции все гидротехнические работы для марин берет на себя государство, а затем приходят инвесторы и строят все остальное. Марины быстро обрастают разветвленной сферой сервиса. По статистике, один яхт-клуб дает 10 рабочих мест, а полноценная яхтенная марина — 200.  Будем надеяться, что развитию яхтинга в Крыму тоже будет оказываться серьезная государственная поддержка в рамках федеральных целевых программ. Государству эти вложения вернутся сторицею!

Сергей ГОЛОХА