Местное самоуправление в Севастополе как оно есть!

Наряду с большими задачами в масштабах страны в нашей повседневной жизни часто требуется неотложное решение целого ряда вопросов местного значения. Отопление жилых домов и освещение улиц, состояние дорог и качество услуг, в первую очередь, здравоохранения и образования – все это заставляет искать структуру, которая способна их оперативно решать. Для этого жители Севастополя еще 200 лет назад создали городскую думу как орган местного самоуправления. Однако ХХ век оказался «эпохой перемен». Сначала в городе были фактически уничтожены традиции местного самоуправления, а затем, в 90-е годы, вновь предпринята попытка их возродить. О том, как складывалась судьба этих начинаний, рассказал Владимир Ильич Чекмезов, являвшийся в течение пяти созывов (в 1994-2014 годах) депутатом Севастопольского городского совета.

На днях вышла в свет его книга «Муниципальная реформа:быть или не быть?» Автор рассказал нашему корреспонденту  о наиболее важных аспектах деятельности местного самоуправления в прошлые годы, в настоящее время и в ближайшем будущем.

— Уважаемый Владимир Ильич, охарактеризуйте вкратце, каким образом в Севастополе функционировало местное самоуправление в предыдущий период?

— Формирование муниципальной власти в Севастополе осуществлял городской совет, создав свою собственную модель. К началу «Русской весны» на базе 38 избирательных округов функционировали депутатские округа, поскольку в количественном отношении они более соответствовали муниципальному подходу, чем официально закрепленная за 10 советами структура местного самоуправления. Органы муниципальной власти в них конструировались вручную: представительный орган комплектовался из депутатов городского и районного советов. Функцию звена, связывавшего народных избранников с избирателями, выполняли органы самоорганизации населения (ОСОНы). Исполнительную функцию осуществляли ремонтно-эксплуатационные предприятия (РЭПы), проводившие в округе текущий ремонт жилых домов, коммунальных сетей и работы по благоустройству.

Капитальный ремонт осуществлялся подрядными организациями под депутатским контролем. Для этого каждому депутату горсовета, в соответствии с установленными договоренностями между городским советом и городской государственной администрацией, предоставлялось право распределять долю бюджетных средств на объекты своего округа. Прежде всего – на ремонт кровель, фасадов и подвальных помещений жилищного фонда по программе социально-экономического развития. В итоге годовой муниципальный бюджет каждого округа составлял в эквиваленте от пяти до шести миллионов рублей. В 2013 году была достигнута договоренность об установлении величины совокупного муниципального бюджета, равной 25% бюджета города.

 Увы, описанный опыт использован не был. Он был забыт вместе с упраздненным городским советом. Хотя его оставалось только обобщить, адаптировать к новым условиям и легализовать. И главное – закрепить ресурсы и полномочия. Поскольку с ними фиксируется и ответственность. При этом доля ответственности должна быть закреплена и за населением (сельскими общинами и городскими сообществами).

— Какие, на Ваш взгляд, изменения в организации местного самоуправления необходимо провести для обеспечения роста эффективности его функционирования?

—  Дело в том, что первые руководители прибыли с «Малой земли», поэтому в Севастополе была предпринята попытка создать упрощенную схему управления по примеру муниципального городского округа Новороссийска, а не города федерального значения Санкт-Петербурга, модель муниципального устройства которого наиболее соответствует нашему городу. В восемнадцати административных районах северной столицы разместились 111 муниципалитетов. В четырех районах Севастополя их должно быть не меньше 24. Эта величина была предложена рабочей группой горсовета при определении муниципального устройства города, так как она соответствует числу городских микрорайонов, небольших городов и групп сельских населенных пунктов. Законодательное Собрание города также утверждено численностью в 24 депутата. В дополнение к 24 депутатам-законодателям и 24 муниципальным округам было образовано 24 судебных округа. В таком же количестве следовало сохранить ремонтно-эксплуатационные предприятия. Органы власти и управления должны быть одинаково приближены к населению.

Однако правительство города по непонятной причине с этим не согласилось и ограничилось всего десятью управляющими компаниями в десяти муниципальных округах. Некоторые из них равны административным районам – объектам государственной власти. Поэтому накануне муниципальных выборов встал вопрос о целесообразности их проведения.

— Зависит ли нынешнее состояние местного самоуправления от качества государственного управления в городе федерального значения Севастополе?

— Сейчас эта зависимость выражена в полном отсутствии полномочий, бюджета и собственности у местных советов. Система государственного управления в нашем городе также деформирована. В соответствии с региональным законодательством государственная власть ушла из районов (районные администрации упразднены), а местное самоуправление – из микрорайонов, поскольку сами районы, будучи административно-территориальными единицами, стали отождествляться с муниципальными образованиями, в которых должны формироваться не органы государственной власти, а органы местного самоуправления. Сейчас предпринимается попытка наладить управление муниципальными администрациями. Территория Севастополя, составляющая тысячу квадратных километров, заселена не более чем на 12%. Это означает, что наш город представляет собой регион. Тем не менее, нынешняя региональная власть «отказала» Севастополю в статусе города федерального значения, закрепленном конституционно. Он фактически признан городом республиканского подчинения, разве что пока не введен в состав Республики Крым (появились даже провокационные интернет-статьи «политологов» о возможности такого вхождения). Одновременно севастопольский регион утратил свою «географию шахматной доски»: все его 64 населенных пункта (села, поселки и города) де-юре упразднены, а сельские муниципальные округа признаны внутригородскими образованиями. В результате административно-территориальное деление и муниципальное устройство города перестали иметь какое-либо значение, а губернаторы Севастополя обречены стать руководителями одного большого муниципалитета. Сейчас, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо отделить должность губернатора от должности председателя правительства города, правительство города – от муниципалитетов. Для этого надо восстановить исполнительную государственную власть в районах, а также провести новое административно-территориальное и муниципальное деление, соответствующее статусу Севастополя.

Спасибо за интервью.

Лучия ПУЗИКОВА