Николай Жилин: «Главное для нас – сохранить и развивать предприятие»

Компания «АкТех»  один из ведущих производителей стартерных аккумуляторных батарей в России. В 2000 году мало кто верил, что бывший советский завод удастся возродить и вывести в лидеры отрасли. Но коллективу предприятия удалось это сделать. О секрете успеха – в интервью с генеральным директором компании «АкТех» Николаем Жилиным.

– Николай Александрович, завод «АкТех» – одно из самых высокотехнологичных предприятий Иркутской области. Как удалось добиться этого?

– Наше предприятие можно назвать наследником известного на постсоветском пространстве аккумуляторного завода «ВостСибЭлемент». В 1999 году было налажено производство в одном из его цехов. Завод соответствовал всем мировым требованиям и качественным характеристикам того времени.

С момента создания компания произвела масштабную модернизацию: на данный момент 95% оборудования на нашем предприятии – от ведущих мировых производителей США, Италии и Турции. К началу 2000 года появилась торговая марка «АкТех», стали выстраиваться основные блоки системы качества. Был подписан первый контракт на поставку аккумуляторов на сборочный конвейер «АвтоВАЗа», позже начались поставки и на другие автозаводы – «ИжМаш», «РосЛада», «ГАЗ» и «УАЗ».

– Ваша продукция занимает ведущие позиции на рынке.

– В 2001 году наша продукция (а мы производим аккумуляторы для всех типов легковых, грузовых автомобилей и спецтехники) признана победителем конкурса «100 лучших товаров России». Качество АКБ регулярно отмечалось экспертами журнала «За рулем» в ежегодных тестах. В апреле 2007 года батареи «АкТех» и «Зверь» стали лидерами теста. Аккумулятор «Зверь» с кремниевой технологией Si02-effect – единственный на отечественном рынке, имеющий гарантию три года. Он закрепил за собой титул «Лучший российский аккумулятор». А в 2016 году аккумулятор DUO Extra получил награду «Бренд года» среди отечественных брендов по итогам национальной премии «Автокомпонент года», а также все производимые заводом торговые марки получили высокую экспертную оценку в конкурсе «100 лучших товаров России».

– Какую долю рынка занимает «АкТех» в России?

– Наша доля на российском рынке составляет 10%. В этом году мы произведем порядка 850-870 тысяч штук АКБ. Годовой объем производства составляет около двух миллиардов рублей.

 – На протяжении нескольких лет в России отмечается тенденция к импортозамещению. Как активно ваше предприятие включилось в этот процесс?

– Импортозамещение для нас – это спасательный круг. Мы производим разную продукцию: начиная от супербюджетных аккумуляторов и заканчивая премиальными марками, не уступающими мировым аналогам. Качество нашей продукции соответствует международным стандартам ISO 9001, стандарту военной продукции ГОСТ РВ 0015. Наши АКБ также стандартизированы по ISO 16919, что позволяет нам поставлять продукцию на автозаводы.

– Вы используете готовые технологические решения или ведете также собственные разработки?

– На нашем предприятии есть свой конструкторский и технологический отделы, которые отрабатывают новые решения. Мы также сотрудничаем с научно-исследовательским институтом, совместно с которым нами была разработана технология SiО2 – кремниевая технология. Она применяется при производстве наших премиальных батарей. Это улучшает качественные характеристики и продлевает срок службы батарей.

Сегодня без глубокого НИОКР в условиях жесткой конкуренции выжить очень нелегко. Как решаются эти вопросы на «АкТех»?

– Рынок действительно очень тяжелый. Мы удерживаем позиции за счет ориентированности на потребителя. Сегодня уровень локализации производства – выше 90%. Мы самодостаточны, поэтому можем ни от кого не зависеть и стараться делать то, что действительно нужно рынку, то, что от нас требует потребитель.

Главный наш конкурент – это не отечественные производители, а дешевый импорт, который ввозится в страну и снова занимает свои позиции. Мы ожидаем, что к концу года ввоз составит порядка 3 миллионов батарей (в докризисный период было около 4 миллионов АКБ). В России создан отраслевой союз. Мы все понимаем, что ситуация на рынке осложняется: со снижением курса доллара стал возвращаться импорт, поэтому следующий год будет очень тяжелым.

– Насколько широка география поставок продукции вашего предприятия?

– Прежде всего это российский рынок. Также мы поставляем нашу продукцию в Туркменистан, Армению, Йемен, Анголу и другие страны. К сожалению, прекратились поставки аккумуляторов в Казахстан, где был введен утилизационный сбор, что привело к полному закрытию нашей продукции на этот рынок. Это делает значительно дороже нашу продукцию, а, следовательно, неконкурентоспособной.

– Планы на будущее – хороший стимул для настоящего. Расскажите о новой высоте, которую предприятие намерено взять в ближайшем будущем.

– Буквально на следующей неделе мы защищаем в банке инвестпрограмму. Планируем обновить часть оборудования, внедрить инновации, направленные на улучшение технологического процесса, намерены инвестировать в производство порядка 100 миллионов рублей.

Наша основная задача – сохранить предприятие и выйти на производственную мощность – 1,2 миллиона АКБ в год. Это необходимо для того, чтобы предприятие стабильно работало и выполняло все производственные планы.