Ню и ню…

На протяжении всей истории человечества художники воспевали красоту обнаженного тела, однако в русской живописи первые произведения в жанре ню появились только в конце 18 века.

Русское искусство формировалось под воздействием византийского с его строгими иконописными канонами. Даже вполне целомудренная портретная живопись на Руси возникла из парсуны, которая была переходным этапом от иконы к портрету. Иконописные каноны подразумевали бестелесность изображения, и обнаженные тела на картинах русских художников появились лишь тогда, когда отечественные мастера кисти начали изучать и перенимать европейскую художественную систему. Начало этому процессу положило открытие в 1757 году Императорской Академии художеств в Петербурге. Будучи официальным государственным учреждением, Академия регламентировала художественную жизнь всей страны.

Обучали в Академии по европейской модели, что предполагало постепенное погружение в тему. Сначала наглядными пособиями для живописцев были исключительно слепки, затем — полноценные скульптуры, подробно показывающие анатомическое строение тела, и только потом учащихся допускали до занятий в натурном классе. Мужской натурный класс в Академии открылся в 1760 году, женский появился более 30 лет спустя, уже в 1893-м, при Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Парсуна (искаж. от лат. persona — личность, особа) Ивана Грозного.
Автор неизвестен

К числу первых произведений русских художников, запечатлевших обнаженную натуру, принадлежат полотна Петра Соколова «Дедал привязывает крылья Икару» и «Венера и Адонис», а также «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» Ивана Акимова. Созданные в период, когда натуралистичность, реалистичность обнаженного тела считались недопустимыми, эти произведения демонстрируют аллегорические изображения. Декорации, в которых изображены герои картин, тоже идеализированные: российские пейзажи и интерьеры появились на живописных полотнах гораздо позже, уже в 19 веке. Прорыв в изображении обнаженной натуры совершил Карл Брюллов. Бросив вызов традициям классицизма, он дерзнул добавить женским моделям своих картин реалистичности и чувственности. От идеализации тел натурщиков в пользу реалистичного изображения отказался и Александр Иванов, когда писал свое масштабное «Явление Христа народу».

Прекрасные обнаженные человеческие тела появились и на полотнах Федора Бруни, Василия Шебуева, Валентина Серова, Ильи Репина. Постепенно в Санкт-Петербурге сложилась классическая школа с преподаванием анатомии на самом высоком уровне. Оттачивать же мастерство лучшие русские живописцы отправлялись в Италию, где могли учиться на примерах произведений величайших живописцев и ваятелей.

Текст: Елена Логунова


Карл Брюллов. «Вирсавия», 1832
На основе библейского сказания Брюллов создал полотно о красоте тела и волшебстве восточной культуры.


Где увидеть: в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.


Владимир Татлин. «Натурщица», 1913
В этом полотне Татлин соединил кубизм и принципы иконописи.


Где увидеть: в Третьяковской галерее на Крымском валу.


Борис Кустодиев. «Красавица», 1915
Самая известная картина Кустодиева выражает «народный идеал».


Где увидеть: в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.


Констанстин Латышев. «Real Beauty», 1996
В работе Латышева очевиден ироничный микс из изображений Венеры Милосской и Мэрилин Монро.


Где увидеть: в Московском музее современного искусства на Петровке.