Сергей Аксенов: «Горжусь крымчанами и нашим президентом»

В очередном исследовании качества жизни в российских регионах, проведенном РИА «Рейтинг» по итогам 2017 года, Республика Крым поднялась сразу на 11 строчек вверх по сравнению с предыдущим годом. Такая динамика — это самый мощный рывок среди всех субъектов РФ. Об успехах и трудностях непростого этапа интеграции, о том, чего удалось достичь и над чем еще предстоит работать, рассказывает нашему журналу глава Республики Сергей Аксенов.

— В следующем году будет пять лет, как Вы руководите регионом. Можно уже сейчас говорить, что период становления нового российского региона позади?

— Крым полностью интегрирован в правовое, экономическое, гуманитарное пространство России, он является полноправным субъектом Российской Федерации. В этом плане переходный период завершен.

Проблемы транспортной доступности будут сняты после ввода в эксплуатацию Крымского моста. Автомобильная часть, как вы знаете, будет введена в мае, железнодорожная — к концу следующего года. Это увеличит уровень инвестиционной привлекательности нашего региона. Туристический поток в перспективе может вырасти до 8-10 миллионов человек в год. Нам будет намного проще решать социальноэкономические проблемы республики.

Сложности, связанные с дефицитом электроэнергии, окончательно уйдут в прошлое с запуском Таврической и Балаклавской электростанций суммарной мощностью 940 МВт. Это позволит не только полностью покрыть текущие энергетические потребности полуострова, но и даст резерв для развития на много лет вперед.

С другой стороны, по ряду позиций Крым пока отстает от других российских регионов. Мы ведь стартовали четыре года назад даже не с нуля, а с огромного минуса. Украина оставила нам разрушенную экономику и инфраструктуру. Например, по оценкам специалистов, в 2014 году 80% крымских дорог не соответствовали российским стандартам. А нынешние темпы дорожного строительства позволяют приводить в порядок не более 2% дорожной сети в год. Надо наращивать и темпы работ, и объемы финансирования.

В этом году объем финансирования дорожной деятельности составит более 7 миллиардов 600 миллионов рублей, в том числе 4,5 миллиарда — из Резервного фонда Президента.

Огромным шагом в развитии дорожной инфраструктуры является строительство трассы «Таврида», которое завершится в конце этого года. По сути, это первый на территории нашего полуострова автобан, дорог такого класса у нас никогда не было.

Еще одна специфически крымская проблема связана с водной блокадой со стороны Украины. Прекращение подачи воды через Северо-Крымский канал поставило нас перед необходимостью в предельно сжатые сроки менять структуру сельского хозяйства, водоснабжения и водопотребления. Сегодня уже можно сказать, что в целом мы успешно справляемся с этими задачами. Крымские сельхозпроизводители третий год подряд собирают рекордные урожаи ранних зерновых, растет и производство других видов сельхозпродукции.

Препятствует развитию экономики отсутствие в Крыму системообразующих банков и, как следствие, — доступных «длинных» кредитов для малого и среднего бизнеса. Простой пример: в Крыму только два уполномоченных банка, осуществляющих кредитование по программе МСП Банка под 6,5%. В других субъектах количество уполномоченных банков значительно выше. Например, в Краснодарском крае их 12. В целом по России таких банков 47.

Мы стараемся решать перечисленные проблемы за счет докапитализации основных крымских банков с государственным участием (это РНКБ и Генбанк), а также государственных фондов поддержки предпринимательства. Но пока принимаемых мер явно недостаточно. Мы ищем возможности увеличить господдержку предпринимательства.

— Какие, на Ваш взгляд, наиболее важные для региона шаги были предприняты за прошедшее время? Какие инициативы были поддержаны федеральным центром и внедрены в республике?

— Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Наиболее важные и знаковые проекты для нашего региона — это Крымский мост, трасса «Таврида», энергетический мост и магистральный газопровод из Краснодарского края в Крым, новый аэровокзальный комплекс Международного аэропорта «Симферополь», новые электростанции. Все это — ключевые объекты обновленной транспортной и энергетической инфраструктуры Крыма, без которых невозможен экономический рост. Реализация всех перечисленных проектов находится под личным контролем нашего Президента, под контролем Правительства России.

Рост экономики республики по итогам прошлого года составил 10%. Это рекордный показатель за последнее десятилетие, он в 10 раз превышает аналогичный показатель 2013 года — кстати, одного из самых благополучных в истории прежней, «домайданной» Украины. Объем поступлений в крымский бюджет в 2017 году составил 47 миллиардов рублей. Это в два с лишним раза больше, чем в украинские времена — даже без учета федеральной помощи. Планируем, что в 2018 году наши сборы увеличатся до 53 миллиардов рублей. Государственная поддержка сельского хозяйства увеличилась в сравнении с 2013 годом более чем в 20 раз. Не буду утомлять читателя статистикой, приведу только несколько показательных цифр. Только в прошлом и в этом году в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года введены в эксплуатацию 21 врачебная амбулатория и 19 ФАПов. В текущем году на реализацию мероприятий ФЦП в зоне ответственности Правительства Крыма запланировано около 75 миллиардов рублей. Начнутся проектно-изыскательские работы по 43 новым объектам. Строительно-монтажные работы будут проводиться по более чем 120 объектам. Планируется ввод в эксплуатацию 39 объектов. Это объекты образования, дорожного хозяйства, газои водоснабжения, туризма, энергетики.

Подобных масштабов Крым не знал, наверное, с советских времен.

Ряд крымских инициатив принят на федеральном уровне. Крымчане принимали активное участие в разработке и принятии федерального закона о развитии виноградарства и виноделия, законов, регламентирующих порядок списания долгов крымчан перед украинскими банками.

Правительством республики подготовлен ряд предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Эти изменения предусматривают введение патента для физических лиц, что будет способствовать выводу из «тени» малых отелей. Это очень важная проблема для туристической отрасли Крыма.

— 2019 год для Крыма — выборный. К этому времени в республике изменится система муниципального управления, о чем Вы говорили в конце 2016 года. Расскажите об этом подробнее, и как сегодня осуществляется задуманное?

— Пока говорить о конкретных результатах рано. То, что нам необходимо повышать эффективность управления, в том числе, на муниципальном уровне, — очевидно. Однако административная реформа должна быть хорошо подготовлена и не вызвать никаких сбоев в управлении. Сейчас продолжается разработка конкретных предложений по реформе, изучение лучших муниципальных практик других регионов России.

— Главу Крыма выбирают депутаты Государственного Совета Крыма. Вы как-то сказали («РГ» от 18.09.2017), что считаете прямые выборы более эффективным инструментом, и допустили возможность перехода к ним. Подобные изменения ждут республику?

— Для меня это не принципиальный вопрос. Если будут прямые выборы — значит, прямые. Но пока такой инициативы нет. И для себя я тоже еще не решил — идти на второй срок или нет.

— Говорить о Крыме и не упомянуть о нем как о курортном регионе нельзя. Знаем, что в этой сфере пока немало проблемных вопросов. В республике уже приняты меры по улучшению ситуации. Как они реализуются на практике, и что планируется предпринять в ближайшее время для более эффективного развития отрасли?

— В прошлом году Крым посетили около 5 миллионов 400 тысяч туристов. Это на три с лишним процента меньше, чем в 2016-м. Но с начала нового года поток отдыхающих растет в среднем на 10% в сравнении с прошлогодними показателями. В новогодние и мартовские праздники рост составил почти 30%. Думаю, после ввода Крымского моста поток еще вырастет. Так что есть все предпосылки к тому, что в этом году мы достигнем планки в 6 миллионов туристов.

Что касается проблем, то их, конечно, хватает — от высокой цены на авиабилеты, которая составляет от 40 до 60% стоимости отдыха, до состояния курортной инфраструктуры. Нам надо еще много работать над повышением качества предоставляемых услуг, над соотношением цена–качество.

Многое уже делается. Только за прошедший год проведена модернизация более 50 отелей и санаториев, открыто 6 новых средств размещения и 6 объектов показа в Ялте, Евпатории, Феодосии.

В рамках ФЦП продолжается реализация проекта по созданию на территории республики пяти туристско-рекреационных кластеров в Евпатории, Коктебеле, городе Саки, Ленинском и Черноморском районах. Общий объем финансирования проекта — около 24 миллиардов рублей. С 2015 года в сфере туризма заключено 37 инвестиционных соглашений на общую сумму около 49 миллиардов рублей.

— Что из сделанного в последнее время лично для Вас является предметом особой гордости?

— Больше всего я горжусь крымчанами и нашим Президентом. Если бы не патриотизм, единство и мужество моих земляков, если бы не железная воля, мудрость и решительность нашего Президента, крымская мечта о свободе и единстве с Россией так и осталась бы мечтой. Как и все грандиозные проекты последних четырех лет.

Материал подготовлен при участии пресс-службы Республики Крым