Условия успеха современного предприятия

В начале этого года в российских СМИ широко обсуждалось заявление губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева — его ответ на новость о появившемся на прилавках российских магазинов «девятке» яиц вместо привычных упаковок в десять штук. Губернатор тогда заявил, что на Урале всегда будет десяток яиц в упаковке, и даже двенадцать.

Такое заявление поддержала местная птицефабрика «Рефтинская», которая и начала выпускать упаковки с 12 яйцами по цене обычной упаковки в 10 штук. Как отметил генеральный директор птицефабрики Александр Леонидович Засыпкин, предприятие поддержало не только руководителя региона, но и всех жителей области, продемонстрировав людям, что не все поставщики одинаковы и что для некоторых производителей социальная ответственность — не пустые слова. Такая акция не будет прибыльной, но у предприятия есть необходимые ресурсы для осуществления задуманного.
Основанное 38 лет назад, ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» на сегодняшний день является крупнейшим птицеводческим предприятием на Среднем Урале. Единственным акционером птицефабрики является правительство Свердловской области в лице Министерства управления госимуществом.
Сейчас в одиннадцати городах области работают девятнадцать фирменных магазинов птицефабрики и шесть терминалов мелкооптовой торговли. В ассортименте «Рефтинской» — тушка и части кур, деликатесы и рулеты, консервы, пельмени, полукопченые изделия, полуфабрикаты, колбасные изделия, яйца, молоко. Предприятие выращивает свыше 30 миллионов бройлеров в год, самостоятельно растит на арендованных землях зерновые культуры для дальнейшей переработки на комбикорм для птицы.
Чтобы удерживать достигнутые позиции и успешно развиваться дальше, предприятию необходимо постоянно совершенствоваться. Добиваться лучших результатов приходится в условиях постоянно растущей конкуренции, усиления автоматизации производственных процессов, внедрения новых форм организации труда.
Именно «Рефтинская» стала первой птицефабрикой в России, которая освоила инструментарий бережливого производства в рамках реализации национального проекта по повышению производительности труда.
В приоритетную региональную программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости» предприятие вошло в октябре 2018 года. Программа реализуется при поддержке АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда».

Первым пилотным участком проекта стало отделение полуфабрикатов — линии упаковки. Именно здесь после анализа существующих процессов выявилось, что на разных этапах упаковки теряется до 50 % времени.
За время реализации национального проекта производительность труда на всех участках цеха упаковки «Рефтинской» выросла до 30 %. Причем результаты получены не за счет инвестиционных вложений. Речь именно о качественном администрировании, в том числе организации порядка на рабочих местах, сокращении потерь времени за счет управленческих решений и повышении эффективности работы сотрудников за счет мотивационных инструментов.
Теперь фабрика тиражирует такую практику на остальные свои подразделения. Главная задача — обеспечить рост производительности труда на 31 % к 2021 году.
В проводимой работе у предприятия есть и свое ноу-хау. Принцип постоянных улучшений основан в первую очередь на идеях и предложениях от рабочего персонала. На это направлен проект по внедрению инструмента «Предложения по улучшениям», который запущен в конце прошлого года. Цель этого проекта — вовлечение сотрудников предприятия в разработку и постоянное совершенствование технологических процессов.
Каждое предложение внимательно рассматривается, рассчитывается его экономический эффект, и в случае одобрения оно направляется на реализацию. Авторов премируют как за саму заявку, так и за эффективность предложения.
По словам генерального директора птицефабрики Александра Леонидовича Засыпкина, это, в том числе, позволяет людям увидеть, что они важны для фабрики. От их знаний и практического опыта напрямую зависит успех предприятия. Поэтому, как подчеркивает руководитель, главная ценность «Рефтинской» — не здания и сооружения, не технологическое оборудование, а именно люди. И именно с их участием должны решаться вопросы сокращения потерь и создания условий для эффективной работы предприятия.
Проводимые на предприятии преобразования не ограничиваются только корректировкой производственного процесса. Сейчас приобретается современное оборудование, идет полная реконструкция отделений фабрики, и все они будут отвечать самым современным требованиям и нормам.

+31%
Главная задача — обеспечить рост производительности труда во всех подразделениях фабрики к 2021 году.

Работа идет поэтапно. При ее планировании учитывался опыт крупных современных предприятий, куда выезжали сами специалисты птицефабрики — технологи и инженеры.
Меняется и структура производимых товаров. Генеральный директор «Рефтинской» поставил стратегическую задачу — наращивать выпуск продуктов глубокой переработки, а именно изменить соотношение выпускаемой продукции с перевесом в пользу полуфабрикатов, готовой продукции и пельменей. Это позволит в разы увеличить прибыль предприятия. Еще два года назад, когда Александр Леонидович только пришел на предприятие, около 70 % всего объема продукции реализовывалось в виде тушки, и только 30 % — в виде полуфабрикатов и готовых изделий. Сейчас производство тушки снизилось до 55 %. А производство полуфабрикатов, соответственно, растет.
Все проводимые преобразования уже положительно сказываются на повышении эффективности производства.
Главная ставка сделана на гибкость предприятия, что обеспечит постоянную готовность оперативно удовлетворять потребности внутреннего рынка в быстро меняющихся условиях. Это и есть самая главная задача стратегически важного предприятия Свердловской области, призванного обеспечивать продовольственную безопасность региона.

Текст: Армине Геворгян
Фото: Антон Басанаев