Василий Цыбулькин: «Я счастлив с детства»!

«Двадцать лет — немалый срок, и ты за двадцать лет поймешь, что такое тьма и что такое свет»

группа «Машина времени»

Эпиграфом к этому материалу слова из песни ранней «Машины времени» выбраны не случайно. У давнего и постоянного партнера нашего журнала, президента «Севастопольской транспортной ассоциации» Василия Федоровича Цыбулькина юбилей! Но праздновать он будет не свое двадцатилетие, просто к цифре «20» у него сложилось особое отношение. Подводя очередной промежуточный итог жизни, он сделал вывод, что ее основные вехи как раз делились на 20-летние периоды, и в них он действительно познавал «и свет, и тьму». Но, по его утверждению, и это мы считаем главным, — он всегда был счастливым, начиная с самого детства! Мы помним об этом его состоянии еще с первой встречи 10-летней давности, когда он рассказывал о счастливых мгновениях первых выездов на собственном ЛАЗ-695 на севастопольский маршрут, о счастливой мысли о том, что теперь он сможет прокормить свою семью. И если для кого-то есть понятие «мерило счастья», то для нашего героя его в принципе нет. Он действительно просто счастлив с детства!

СПРАВКА:

Василий Федорович Цыбулькин родился 9 января 1958 г. в Могилевской области. Образование высшее. Окончил Могилевский технологический институт по специальности «инженер-механик» и Кубанскую Государственную Академию по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Президент «Севастопольской транспортной ассоциации».

С 2015 г. — Вице-президент, академик и глава Департамента транспорта Севастопольской Академии Наук.

В 2017 году В.Ф. Цыбулькину присвоено почетное звание «Лауреат премии Севастопольской Академии Наук» за проведение научных исследований в сфере развития автотранспортного комплекса г. Севастополя и Республики Крым.

В канун юбилея мы поговорили о разном, немного и о счастье, но об этом в конце.

— Василий Федорович, одним из самых значимых, можно сказать, эпохальным периодом в Вашей жизни были события «Крымской весны» 2014 года и все, что с ними связано. Они ведь очень перекликаются с известной китайской мудростью: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», не так ли?

— Все хорошо, что хорошо кончается. Это в том смысле, что пришедшие не только в мою, но и в жизни всех крымчан перемены прошли относительно спокойно. Ведь тот факт, что в Крыму готовился серьезный десант натовских войск, особым секретом ни для кого не является. Как и то, что знаменитые «поезда дружбы», которые почему-то, и к счастью, пришли пустыми, к нам направлялись. В итоге перемены эти вначале лишь немного пощекотали нервы, но затем наступил этап хорошего душевного подъема и настроя на работу и созидание. Это видно невооруженным взглядом, и многие мои знакомые, приезжающие из других регионов, отмечают это и восхищаются. Так что жизнь иногда может серьезно поспорить с древними мудростями: в крымской эпохе перемен жить интересно, а мне лично намного приятнее себя ощущать россиянином, которым я был, собственно, всю жизнь по духу.

— Вы многого достигли в жизни, в том числе и в материальном плане. Есть ли ощущения того, что, может быть, стоит перейти на более спокойные «жизненные рельсы», скажем так?

— Тем более что собственная юбилейная «цифирь», согласно законодательству, как раз к этому подталкивает? Да нет, есть еще планов громадье, и с этой чертой моего характера ничего не поделаешь. Ближайшая мечта — перевести основной парк членов нашей ассоциации на газовое топливо. Очень хлопотно все это, да и материальных вложений требует немалых. Но вот хочется мне сделать так, чтобы а) мы меньше несли издержек на эксплуатации автобусов, б) наши автобусы меньше загрязняли воздух города, у которого очень большое туристическое будущее. Подготовку к этому стратегическому мероприятию мы уже начали, так что покой мне только снится. Причем препятствия в осуществлении этого проекта, к сожалению, носят не только технический и материальный характер. Есть еще и человеческий фактор, ведь эпоха перемен не отменяет главного — бюрократию и просто обыкновенных завистников и недругов. Это произрастает при любой государственной символике, к сожалению.

— Чувство возраста с годами меняется?

— С годами пополняется багаж прожитых лет, и есть о чем поразмышлять. Вот недавно пришел к выводу о том, что моя жизнь делилась на 20-летние циклы. Первый цикл — это детство, юность, становление мировоззрения. Второй ознаменовался службой на флоте, и там все было более-менее размеренно и предопределено. Третий — это начало собственного дела, по которому можно подводить серьезный, но только промежуточный итог. Почему? Потому как уверен, что впереди меня ждет очередная «двадцатилетка». Как говорится, опять дел невпроворот.

— Двадцатилетний севастопольский транспортный цикл Цыбулькина позволяет задавать Вам вопросы как специалисту высокого класса. Как Вы видите стратегию транспортного развития города, рельеф и ландшафт которого назвать благоприятным в этом смысле, в общем-то, нельзя?

— Какой-то односложный ответ на этот вопрос дать проблематично. Но опыт говорит о том, что все необходимо развивать комплексно. К примеру, виды топлива, на которых должен работать пассажирский транспорт, должны быть разными. Это к тому, что должен быть автобус с ДВС, причем на нескольких видах топлива, троллейбус и даже электробус, почему нет. Тем более что ввод в строй двух новых крымских ТЭС обещает закрыть вопрос энергобезопасности, а значит с подзарядкой таких электробусов проблем возникнуть не должно. Если сказать кратко, то все виды транспорта будут прекрасно дополнять друг друга, но общий тренд должен стремиться к повышению экологичности пассажирских перевозок. Все это, кстати, я изложил в своей работе «Программа развития автотранспортного комплекса г. Севастополя и Республики Крым», которая вышла отдельной брошюрой в 2017 году.

— Одни из первых распоряжений правительства России в 2014 году были связаны с обновлением парка пассажирских автобусов и троллейбусов, которые были переданы предприятиям государственной формы собственности. А возможно ли такое сотрудничество с предприятиями частной формы собственности?

— Давно известно, что экономика и общественная жизнь успешно развивается там, где обе формы собственности, частная и государственная, успешно дополняют друг друга. У государства должна быть в руках вся инфраструктура жизнеобеспечения, частично включая и пассажирский транспорт. Частная форма собственности в этой отрасли должна создавать конкуренцию и занимать те ниши, где государству будет не совсем комфортно, что ли. Частник, как ни рассуждай, всегда работает гибче. Но я бы выделил несколько другую проблему. Частника очень любят придушить всевозможными проверками и придирками, которые могут дезорганизовать нашу работу. Наша проблема в том, что вечно представляем собой лакомый кусок для государственных органов. А еще, коль поставлена государственная задача экологической очистки пассажирского транспорта, необходима помощь государственных структур по развитию соответствующей инфраструктуры: выделение земли под заправки, обеспечение ресурса газа и много еще другого. Отдельно взятый перевозчик заниматься этим сам не может по определению. Ну и еще немного о государственном подходе: самые сложные и, в общем-то, невыгодные маршруты «тянет» именно наше предприятие. То есть социальную функцию — обеспечение коммерчески непривлекательных маршрутов — берут на себя частные фирмы

КСТАТИ…

В жизни Василия Цыбулькина был один интересный период, когда он возглавил государственное предприятие «Севастопольский троллейбус». По привычке, взявшись за работу основательно и надолго, вскоре получил и первый результат: буквально за год количество выходящих на линию троллейбусов увеличилось с 50 до 82. Но потом в дело вмешался человеческий фактор (пытались заставить подписать документы о передаче базы отдыха, принадлежащей управлению, частным лицам), и он оставил эту работу, которую, по привычке, успел полюбить.

— Какую социальную защиту имеют сегодня работники Вашей ассоциации?

— Полный социальный пакет, предусмотренный Трудовым кодексом. Мы всегда бережно относились к заботе о наших работниках, так планируем делать и в будущем.

— А что с подвижным составом? Особой отличительной чертой Крыма сегодня являются новенькие автобусы и троллейбусы, украшающие улицы больших городов.

— Члены нашей ассоциации постоянно приобретают новый подвижной состав, без ротации и обновления парка предприятия существовать не могут. Но есть одно но: большие городские автобусы частные фирмы приобретать не могут, ибо срок их окупаемости будет слишком большим. Получается, что без государственной поддержки большой качественный скачок в области освоения более современного и удобного подвижного состава совершить невозможно. Как и безудержно повышать стоимость проезда, тем более что это и не наша компетенция. Необходима более высокая рентабельность перевозок, и у нас есть серьезные исследования и выводы насчет того, как выровнять ситуацию с государственными предприятиями. Ждем, когда к нам прислушаются.

— Не кажется ли Вам, что пример Вашего жизненного пути — это постоянные примеры подтверждения жизненных поговорок, афоризмов и мудрых высказываний. Вот, к примеру, «делай как делается, и будь как будет» разве не про Вас?

— Ну, это относится не только ко мне. Но я на собственном жизненном опыте действительно убедился в правоте утверждения «делай как делается». Добавлю, что делать все надо с любовью, а еще не «разевать роток на чужой корешок». И так, в комплексе, можно понемногу, но твердо идти к намеченной цели, к успеху. Жизнь тебя обязательно заметит.

КСТАТИ…

В рамках своей научной работы под названием «Программа развития автотранспортного комплекса г. Севастополя и Республики Крым» Василий Цыбулькин в соавторстве с экспертами в области транспорта из Севастопольской Академии Наук не только затрагивает проблемы пассажирских перевозок автомобильным транспортом, но и касается воздушного сообщения на полуострове средствами малой авиации. Может, следующий цикл в двадцать лет Василий Цыбулькин посвятит авиации?

— То есть это можно связать с Вашим ощущением счастья?

— Безусловно. Я вообще могу констатировать: я был счастлив в любой поре своей жизни. В детстве меня окружали заботливые и мудрые родители, в юности мне нравилось познавать мир, служба на флоте была интересной и давала мне хорошие ощущения моей полезности. Когда встал вопрос о смене профессионального амплуа, то и здесь через некоторое время жизнь меня «заметила и подхватила». Кстати, на этапах жизненных переломов очень важно выбрать именно свое направление. В начале лихих 90-х выбрать правильно было непросто, слишком много было «легких» соблазнов.

— Какой поговоркой или афоризмом Вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее время?

— «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал». Только в том смысле, что в природе необходим баланс «щук и карасей», тогда все выглядит достойно, общественная жизнь идет в созидательном русле. Создается впечатление, что сегодня стало больше «щук», а «карасю» не то что «задремать», остановиться некогда. Речь о том, что частному бизнесу никак не удается наладить какие-то понятные и прозрачные правила игры с государственным чиновником. Понимаю, что об этой проблеме говорилось и сто лет назад, и двести и триста, но от этого не легче.

— Давайте объективно: сегодня человека вообще, а не только чиновников, окружает множество соблазнов, гораздо больше, чем раньше. И уповать на то, что можно только воспитанием и увещеванием остановить «души прекрасные порывы», не стоит, ведь верно?

— Ну, каждый борется с соблазнами в меру своих сил, и я называю это стержнем. Человеку со стержнем удается многое, в том числе и более-менее успешная борьба с соблазнами. А в жизни потеряться очень легко.

— Какие люди Вас больше окружали по жизни?

— Большей частью интересные, трудолюбивые, тут грех жаловаться. Если сказать более конкретно, то всегда импонировали люди, умеющие хорошо управлять своими эмоциями. Это позволяло правильно выстраивать отношения с ними, как деловые, так и личные. Но не всегда ведь имеется возможность выбирать. Иногда человек появляется в твоей жизни по обстоятельствам, от тебя не зависящим. В последнее время как-то стал замечать, что стало больше некомпетентности в так называемых управляющих структурах различного уровня. Но из любой ситуации я привык извлекать полезное, а трудности только закаляют наш опыт.

— А какой мудростью Вы определили бы свое жизненное кредо?

— Есть одно высказывание о том, что если посмотреть в лужу, то в ней можно увидеть две вещи: грязь на дне и отражение звезд от поверхности. Вот каждый по жизни видит свое. Я всегда старался увидеть именно звезды. Почему старался? А видеть грязь тоже надо уметь. Иначе говоря, жизнь надо, во-первых, знать, и, во-вторых, воспринимать такой, какая она есть.

— С каким настроением встречаете окончание и, одновременно, начало следующей двадцатилетки?

— С оптимизмом, и для этого есть много причин. Традицию детства нарушать не будем!

От автора

А ведь Василий Цыбулькин действительно излучает оптимизм, и чтобы это увидеть, не обязательно его об этом спрашивать. Просто бодро шагающий, подтянутый человек даже внешне подтверждает известный тезис о том, что мысли человека выдает его внешность. Так что последний вопрос этого интервью можно было и не задавать, потому как ответ на него был виден уже при первом рукопожатии…

Автор: Александр Анастасов

Фото: Павел Корсун