Вениамин Кондратьев. Люди – главная ценность Краснодарского края.

Краснодарский край, Кубань, издавна славится своей плодородной землей, природными богатствами, теплым климатом, удобным географическим положением. История повествует, что во все века эти места были притягательными как для торговцев, так и для завоевателей. Не зря же Екатерина Вторая поручила казакам основать главный форпост для защиты Отечества именно там, где вырос город Краснодар. Край всегда был и остается опорой и надеждой страны во многих направлениях. Его руководству есть чем и кем гордиться. О том, с какими чувствами, настроением и результатами встречает Краснодарский край свой 80-летний юбилей, рассказывает Глава администрации Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

— Вениамин Иванович, юбилей – это всегда итог, очередной рубеж, возможность вспомнить важные вехи, события, имена. Краснодарский край издавна славился целым рядом производимых товаров, сельскохозяйственной продукцией. Какие из них и сейчас можно назвать краснодарским брендом, его визитной карточкой? Чем все же считается Кубань — житницей, здравницей или жемчужиной России?

— Сегодня Краснодарский край, пожалуй, самый известный регион страны. И, безусловно, один из наиболее успешных. Самые большие урожаи собирают на Кубани, лучшие курорты страны — тоже здесь. По уровню развития спорта мы три года подряд занимаем первое место среди регионов, а Сочи уже можно смело называть спортивной столицей России. Сельское хозяйство, туризм, спорт — это то, что сегодня является брендом края.

Но на Кубани не привыкли стоять на месте и довольствоваться тем, что уже есть. Уверен, что в ближайшее время среди брендов мы сможем назвать и развитый промышленный сектор, и мощную переработку сельхозпродукции. Край активно работает в этом направлении.

Если говорить о людях, которые своей жизнью и работой меняли край, прославляли его имя в разное время, то их, несомненно, огромное количество, это десятки тысяч человек. Мне бы хотелось отметить тех, без которых сложно представить сегодняшнюю Кубань.

Это, безусловно, наши ученые-­аграрии — Павел Пантелеймонович Лукьяненко, Василий Степанович Пустовойт, без них не было бы наших сегодняшних рекордных урожаев. Это Александр Иванович Покрышкин, легендарный летчик, первый трижды герой Советского Союза. Это Владимир Николаевич Мачуга, Владимир Борисович Крамник. 

В сфере культуры это Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко, Виктор Иванович Лихоносов. Их творческое наследие — действительно достояние всей страны.

И, конечно, главные люди, которые делают Кубань сильной и по сей день, — это простые труженики — аграрии, инженеры, учителя, врачи. Они, возможно, не стали известными в привычном смысле этого слова — о них не говорят на телевидении, не пишут в газетах. Но они безгранично любят свою землю, преданы ей, и эти люди и есть главная ценность Краснодарского края, основной его бренд.

— В связи с празднованием круглой даты в крае намечен ряд культурно-массовых мероприятий и акций. Какие из них, на Ваш взгляд, станут самыми массовыми, значимыми?

— А как в данном случае измеряется значимость? Я бы не стал по такому принципу разделять мероприятия, которые проводятся к юбилею края. И на самом деле не так важно, сколько людей в них примут участие, суть не в этом. Это должно быть искреннее желание жителей, а не навязанный сверху праздник. И сегодня мы видим, что такое желание действительно есть. Люди активны, они приходят и на те мероприятия, которые организовывает район или город, и сами их проводят. Всего к 80-летию края запланировано более 3,5 тысяч мероприятий – по линии образования, молодежной политики, спорта.

Конечно, кульминацией станет большой праздник в «Баскет-холле» в Краснодаре. Он состоится 16 сентября. И, пользуясь случаем, я бы хотел на страницах вашего журнала пригласить всех, кто любит Краснодарский край, кто принимал и принимает участие в его развитии, приехать к нам и присоединиться к этому празднику.

— Юбилей края совпал еще с одной знаковой датой – 225-летием начала освоения казаками кубанских земель. Какова, по-Вашему, роль казачества в становлении и развитии региона?

— Краснодарский край без казачества представить невозможно, не будь казаков — не было бы и Кубани. В истории региона был страшный период, когда казаков буквально физически истребляли, вырывали с корнем казачью культуру и традиции, но 25 лет назад было принято единственно верное решение — подписан закон о реабилитации казачества, и мы начали постепенно возрождать этот привычный для края образ жизни. Сегодня мы делаем все, чтобы казаки вновь стали реальной силой в регионе. Не просто носили красивую форму и выходили на парады, а принимали активное участие в жизни края. 

И здесь мы начали, как говорится, с самого начала — с наших детей. Во-первых, в каждой кубанской школе появились казачьи классы, где более углубленно изучают историю Кубани, основы православной культуры. Во-вторых, практически все социальные объекты переходят под охрану казаков. Это и школы, и детские сады, и спортивные комплексы. Когда ребенок и его родители будут видеть, что безопасность обеспечивается людьми в казачьей форме, что это делается на совесть, появится и доверие к казакам. Кроме того, в этом году будет сформирован Союз кубанской молодежи. Он соберет активных ребят, инициативных ребят, которые смогут повести за собой остальных. 

Также нам важно, чтобы кубанское казачье войско стало экономически более сильным. Для этого сегодня мы выделяем казачьим обществам участки от 300 до 500 га, где они смогут заниматься сельским хозяйством.

Мы приветствуем и приход казаков во власть. Во многих муниципалитетах представители войска становятся заместителями глав. Они должны понимать, чем живет район, какие, возможно, существуют проблемы, и, самое главное, видеть пути их решения. 

— Краснодарский край знаменит своим гостеприимством, не случайно в регионе развит туризм. Что необходимо для дальнейшего подъема этого вида бизнеса?

— В первую очередь надо работать над повышением уровня сервиса и развитием транспортной и коммунальной инфраструктуры. Это основные моменты. Спрос на отдых в Краснодарском крае постоянно растет, в прошлом году наши курорты посетили почти 16 млн человек, а существующие сегодня коммунальные сети не рассчитаны на такое количество человек. Их надо менять, модернизировать, а это очень серьезные средства. Только на реконструкцию водопроводного хозяйства в курортной зоне требуется минимум 14,8 млрд рублей. В крае таких денег нет, здесь нам нужна федеральная поддержка, и сейчас мы активно «пробиваем» этот вопрос. Параллельно мы приняли решение о ежегодной плановой замене сетей водоотведения и водоснабжения на 5 %.

Транспортная доступность курортов – это тоже то, над чем мы сегодня работаем. Речь идет о развитии не только наземного сообщения, но и морского, воздушного. Сейчас отдых на Кубани в основном статичный. То есть приехал турист в Геленджик на неделю и все семь дней там проводит, приехал в Анапу — только в Анапе и отдыхает. Возможности в сезон комфортно передвигаться между городами зачастую просто нет, дорога из того же Геленджика в соседний Новороссийск может занимать и два часа, потому что к нам приезжают преимущественно автотуристы и количество машин значительно увеличивается. Да, мы сейчас работаем над повышением пропускной способности трасс, но надо предлагать жителям и гостям края и альтернативные способы передвижения, например, скоростной морской транспорт. В курортных городах для этого есть портовая инфраструктура, осталось только определиться с типом судов. Они должны быть, во-первых, максимально безопасными, во-вторых, экономически оправданными. Сейчас этот вопрос решается совместно с федеральными ведомствами.

Мы понимаем, что сразу, в первый год или два мы экономику на морском сообщении не сделаем, но через время, уверен, водный туризм станет неотъемлемой частью отдыха на побережье. Если мы создадим этот морской серпантин, дадим людям возможность за один отпуск посмотреть все побережье, то курортом будет не отдельно Сочи, Анапа или Геленджик, а весь Краснодарский край.

И надо сказать, что интерес к круизному туризму есть. С июня по поручению Президента Владимира Путина между курортами края и Крыма ходит пассажирский лайнер, его загрузка на первый месяц работы составила порядка 50 %. Это очень неплохие показатели.

Кроме того, сегодня решается вопрос о развитии внутренних авиалиний в регионе. Это важно и с точки зрения повышения деловой активности, и, конечно, для дополнительного привлечения туристов, в первую очередь на Азовское побережье. В Ейске есть военный аэродром, который вполне можно использовать как площадку совместного базирования военных и гражданских самолетов. Министерство обороны не против соответствующего переоборудования аэродрома, но для этого нужны достаточно серьезные вложения. При поддержке федерации, надеюсь, мы найдем инвесторов для реализации этого проекта.

Что касается повышения сервиса на курортах края, то это уже вопрос непосредственно к представителям туристического бизнеса. И давайте признаем, что в условиях рыночной конкуренции мы стали жить и работать относительно недавно. Особенно если сравнивать Кубань с мировыми курортами, где борьба за потребителя была изначально. То, что происходит сегодня с нашими курортами, — это проблемы роста, стадия развития. А молодость – недостаток, который, как известно, быстро проходит. И наш бизнес уже приходит к тому, что турист не вернется на следующий год, если увидит, что в соседнем отеле или, тем более, в Турции, которая снова доступна, спектр предлагаемых услуг шире. Поэтому сейчас практически все крупные отели, помимо традиционного пляжного отдыха, предлагают услуги бальнеолечения, комплексные туры, значительно снижают цены в межсезонье. Итоги этого сезона покажут, насколько все эти меры оказались эффективны.

— В период развала Советского Союза часть предприятий края закрылись, перепрофилировались. Какие из этих потерь были наиболее ощутимы? Удалось ли региону со временем что-либо восстановить? Есть ли в планах на будущее восстановление, возобновление какого-либо производства?

— Оглядываться назад – не моя позиция. И сейчас рассуждать о том, что регион потерял когда-то, большого смысла нет. Да, безусловно, Армавир не тот, что был в Советском Союзе, когда практически все заводы были загружены на сто процентов, когда город действительно был «промышленным сердцем» Кубани. Но и время сейчас другое. Повторюсь, мы живем в условиях рыночной экономики, и рассчитывать только на заказы от государства — недальновидно. Мы готовы поддерживать бизнес и делаем это. В крае впервые принята программа по развитию промышленности, мы активно работаем над созданием индустриальных зон в регионе, для резидентов промпарков предусмотрели серьезные льготы. Но все-таки в первую очередь инициатива должна исходить от бизнеса. Задача власти — создавать условия для работы, но не заставлять работать. И когда мы видим, что такая инициатива, желание развиваться есть, то и помогать, конечно, готовы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально свести внутренних производителей и потребителей промышленной продукции. В том же Армавире есть завод по изготовлению светодиодов. Это современное технологичное производство, качественная продукция. Но при этом муниципалитеты закупали светодиоды за пределами края, и это, в том числе, недоработка региональной власти. Вот такие недочеты мы сейчас устраняем в первую очередь. Для решения таких задач в регионе создан каталог промышленной продукции, в котором представлены все товары, производимые на Кубани. Инвесторы, строители должны  понимать, что они могут закупить непосредственно в крае и использовать эту продукцию.

Если говорить о возобновлении работы какого-то предприятия, здесь надо смотреть, какие дивиденды получит край, насколько это экономически оправдано и необходимо. И опять же, нужно понимать, по какой причине предприятие стало банкротом и закрылось. Если дело в неэффективном управлении, то, конечно, нужно менять менеджера и возобновлять работу. Новый инвестор зашел на птицефабрику в станице Раевской под Новороссийском, на сахарный завод в Курганинск, и производства были восстановлены. Очень важно вернуть завод Седина, туда тоже должен зайти грамотный управленец. Предприятие нужно максимально загрузить, и никаких других производств, кроме станкостроительных, там не будет.

Но если мы понимаем, что предприятие закрылось, потому что оно уже «не в рынке», и сделать его продукцию конкурентоспособной практически невозможно, то нет смысла тратить на него время и деньги. Сейчас мы пошли по пути максимального использования имущественных комплексов предприятий-банкротов. Это и реконструкция консервного завода в станице Динской, и строительство жилого комплекса в Армавире на базе бывшего кирпичного завода. А в Новороссийске на месте обанкротившегося вагоноремонтного предприятия появятся новые мощности морского порта. И здесь самое главное — сохранять рабочие места, давать людям возможность перейти на новое производство, где-то, возможно, переобучиться и устроиться по новой специальности.

— Сейчас довольно активно используются инвестиции из-за рубежа. Вы считаете их благом или вынужденной мерой для поддержания того или иного предприятия, производства?

— Любые инвестиции — это прежде всего вклад в развитие экономики, а иностранные или местные — уже второй вопрос. Краснодарский край открыт к сотрудничеству со всеми инвесторами, и мы видим, что интерес зарубежного бизнеса к региону действительно высокий. На Кубани уже работает 300 совместных предприятий, а внешнеторговый оборот только в 2016 году составил 9,3 миллиарда долларов. Комфортные условия для зарубежных инвесторов отметили и министры иностранных дел России и Германии во время недавнего совместного визита в Краснодар. 

За последние два года в крае значительно изменилась законодательная база, регулирующая деятельность инвесторов. Мы предусмотрели различные льготы и преференции, где-то устранили бюрократические барьеры и сегодня готовы буквально за руку вести инвесторов, помогать им в реализации проектов на любой их стадии. И, конечно, нам бы хотелось, чтобы внутренние инвесторы активнее вкладывали в Кубань, чтобы в первую очередь они поверили, что бизнес здесь вести выгодно и безопасно.

— В настоящее время край является одним из самых густонаселенных регионов страны, поток новоселов, ищущих работу, постоянно растет. Ведется активное строительство, но жилищная проблема пока остается острой. Есть ли у руководства региона какие-нибудь идеи, способные если не решить ее, то хотя бы уменьшить?

— Не соглашусь с вами в том, что жилищная проблема в крае — острая. Да, к нам едут, наверное, как ни в какой другой регион, в год — около 60 тысяч человек. Но и по темпам жилищного строительства край уже несколько лет занимает первое место в ЮФО, в стране — второе. Перед нами только Московская область. В этом году за шесть месяцев строительная отрасль выросла еще на 12 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. У нас сегодня другая проблема — и она действительно достаточно серьезная – это нехватка социальной инфраструктуры — детских садов, школ, поликлиник, тех же парковок. Вот это вызывает социальное напряжение у горожан. Домов понастроили, а жизни в них нет. Мы сегодня и рады построить соцобъекты в проблемных микрорайонах, но места не хватает. Поэтому где-то останавливаем, где-то запрещаем строительство. И нам ничего не остается, как это делать, потому что сегодня это запрос жителей Краснодара.

Прописная истина справедливо гласит: кто не работает, тот не сталкивается с проблемами. Но главное — уметь встречать их лицом к лицу и оперативно находить правильное решение, как это делает руководство Краснодарского края, развивая и приумножая достояние своего общего дома, малой родины. 80 лет — это не возраст старости для региона, много сделано, но главное еще впереди. Большому кораблю — большое плаванье!

Материал подготовлен при участии пресс-службы Краснодарского Края