Владимир Иванович Стрелков. Человек обстоятельств.

Истории известных людей, как правило, полны неожиданных жизненных поворотов и счастливых случайностей. Для ректора Столичной академии малого бизнеса (САМБи) Владимира Ивановича Стрелкова поворотным моментом в жизни, по его собственному утверждению, стала первая лекция по психологии в Архангельском государственном педагогическом институте, где он обучался на физкультурном отделении. Поэтому, кстати, свой жизненный путь он называет просто: стечение обстоятельств. Сегодня САМБи – одно из авторитетнейших учебных заведений, методологию подхода к решению проблематики развития малого бизнеса которого цитируют первые лица государства, видные политические и общественные деятели. О насущных вопросах этого направления мы и поговорили с профессором психологии, ректором САМБи.

— Владимир Иванович, как правило, когда долго и упорно занимаешься определенным делом, то со временем путь познания часто приводит к довольно неожиданным выводам. В этом смысле Ваш путь — не исключение?

— Нет, не исключение. Главный вывод из моих исследований можно вкратце сформулировать так: высшее образование не требует пятилетнего обучения, а специалиста такого уровня можно сделать за один год. Как-то я со своими студентами подсчитал, сколько надо прочитывать страниц всевозможных учебников ежедневно, чтобы быть просто успевающим. Получилось что-то около 35! То есть ежедневно, включая выходные дни, каникулы и даже 1 января (!), студент должен прочитывать столько теоретического материала, причем разнородного! А если на этот процесс наложить еще особенности нашей ментальности, то можно сделать вывод: никто этим заниматься не будет! Напрашивается вопрос: что делать?

— Действительно, что делать?

— Еще когда я возглавлял факультет психологии при Архангельском областном институте повышения квалификации учителей, возникла любопытная ситуация. Пришлось постоянно расширять количество преподаваемых предметов, и со временем я понял, что так преподаватель-психолог сам может оказаться в психушке! Тогда и задумался над вопросом: как бы все это «упаковать» в удобный и сжатый вид? Так родилась моя система преподавания, моя система написания учебников, которые имеют вид удобной небольшой компактной матрицы. Квинтэссенцией этого процесса можно назвать нашу монографию, над которой мы сейчас работаем с коллегами по САМБи, и называется она «Технология содержательного моделирования в системе высшего образовании России».

— Это нечто революционное?

—  Можно и так сказать. Ибо если принять эту концепцию, то придется сократить около 90 процентов преподавателей, а высшее образование студент может получить, как я уже говорил, за один год. Здесь необходимо еще отметить тот факт, что растянутый на пять лет процесс получения высшего образования просто отбирает огромное количество времени у студентов — лучшего времени в жизни человека. На это также тратится большое количество государственных средств, да и много чего другого. И все это вместо того, чтобы студент пришел на производство как можно раньше, ведь прикладной труд гораздо интереснее. Кстати, по концепции нашей академии, студент сначала создает малое предприятие, а потом приходит к нам за необходимыми знаниями. И преподаватели (это очень важно!) должны ими обладать в полной мере.

— Чтобы прийти к столь «революционным» выводам, необходимо было что-то апробировать на практике. Есть практические результаты?

— Могу сказать с уверенностью: студенты, которые прошли обучение по моей методике, будут отличными управленцами, причем не только в масштабах России, но и далеко за ее пределами. Сужу по тому, как преуспели в жизни мои студенты, когда я экспериментировал со своей методикой еще в Архангельске. Если бы сегодня можно было организовать для управленцев нашей страны всех уровней дополнительное образование по нашей методике, то уверен, что эффективность производства на предприятиях, а также эффективность принятых решений в сфере управления государством повысилась бы в разы, и это реально!

— Вашей академии в этом году исполняется 10 лет. Для вуза это много или мало?

— Как сказать. Сегодня мы получили очередную лицензию и смело смотрим в будущее. И это на фоне того, что в России за последнее время исчезло огромное количество коллег, скажем так, которые были и с историей, и с именем.

— Секрет успеха раскроете?

— Слагаемые успеха бывают разными, но есть некие незыблемые. Первое — это формирование идеи как таковой. Она должна быть самобытной, инновационной, это всегда привлекает людей. Второй момент — это человек или команда, которые воплощают ее в реальное дело. Раскрыл?

— Вы в одном из ответов затронули сложный вопрос российской ментальности. Как Вы ее встраиваете в систему бизнеса и экономики в целом?

— Наш человек действительно имеет свое место в мировой системе разделения труда. Это нечто среднее между Востоком и Западом: он средний и по способностям, и по уму. Самые слабые места — это мотивация, долгая раскачка, настрой. Потом быстро работают, но быстро и остывают. Иногда это называется «поиском смысла». Я по ментальности скорее европеец: сначала накапливаю опыт, потом из него делаю теорию. Если хотите, то моя теория познания — это жизнь «по понятиям». Первыми теорию эффективной «сжатости» бытия распаковали именно представители криминального мира. Там все делается быстро, решается в сжатые сроки. Если перенести все это на неизбежную конкуренцию государств, культур, ментальности в конце концов, то это верный путь выиграть конкурентную борьбу, выжить в этом беспощадном мире.

— Как бы Вы охарактеризовали систему нашего общества в сравнении с конкурирующими системами?

— Это особенная вещь, свой путь, так сказать, и называется она «блин» — символ русской ментальности. Восток — это пирамида, Запад — это цилиндр, а у нас — круг. То есть развитие идет как попало, куда вывезет, ибо «плоское».

— Какой недостаток нашей системы ценностей сегодня наиболее сильно бросается в глаза?

— Безудержная, маниакальная, можно сказать, ставка на молодежь и пренебрежительное отношение к старшему поколению, которое выбрасывается на улицу безжалостной системой рынка. То есть те, кто накопил, без преувеличения, бесценный жизненный опыт, уходят, и молодежи приходится его накапливать «с нуля»! Более бестолковую систему сложно придумать. Вот почему Япония одерживает победы в конкурентной битве государств? Потому, что они первыми поняли, что между опытом (старшим поколением) и рабочими должен быть грамотный посредник — менеджмент. Поэтому мы и делаем сегодня ставку на грамотное и сжатое обучение именно этой прослойки общества.

— Ваш жизненный успех — это методика и целенаправленность или что-то иное?

— Я человек обстоятельств…

Автор: Александр АНАСТАСОВ

Фото: Светлана ГУСЕВА