Жить с участием

Признаться, с героем наших регулярных публикаций, генеральным директором севастопольского автотранспортного, можно сказать, холдинга под названием АТП-14369 Василием Цыбулькиным делать очередной материал мы не планировали, а лишь заехали «на огонек», будучи в Крыму по другим делам. Коль заехали, то разговор случился само собой, а уж из него и мысль.

Василий Федорович изменился… Нет, внешне он так же бодр и полон сил, но вот мироощущения претерпели изменения. Оно и понятно, ибо, как говаривал один известный российский писатель и драматург Радзинский, «беда многих людей в том, что они не меняются…»

Канву нашего разговора по-настоящему «завязали» новенькие, только пригнанные автобусы «VEKTOR NEXT», стоявшие во дворе предприятия и вызывавшие любопытство у всех, кто находился рядом. На первый взгляд, вполне рядовое событие для предприятия, которое имеет репутацию одного из лучших в сфере пассажирских перевозок в Крыму: парк обновляется в русле масштабных обновлений всего и вся в республике. Но все оказалось не так просто, как кажется на первый взгляд.

Есть такое понятие: жить и быть участливым. Это когда люди начинают разбираться в процессах, с которыми не связаны напрямую, но полезны для общества, и это затягивает. Участливость — двигатель нашей экономики, она вырабатывает полезные привычки, избавляет от оголтелого критиканства, дабы не мешать развиваться отечественному производителю! Ну что тут еще добавишь?

Василий Цыбулькин лично поехал на производство автобусов «VEKTOR», расположенное в неблизком Павлово-на-Оке, чтобы все увидеть воочию. И знаете, что его интересовало особенно? Уровень российской локализации производства! Пройдя по цехам завода, который выпускал некогда знаменитые трудяги «пазики», в сопровождении заместителя по производству, он многое узнал, увидел и понял. А конечная фраза в разговоре с замом была такой: я буду покупать ваши автобусы, если практически все в них будет отечественного производства! Собственно, так оно и оказалось: сердце — мотор ЯМЗ-234, производится в Ярославле, все же остальное, как заверил зам, завод получает от российских поставщиков. Смешно, наверное, утверждать прописные истины о том, что только такой подход не только производственников, но и эксплуатационников может обеспечить устойчивый рост экономики страны. Но, как ни странно, об этом приходится периодически напоминать. Только не Цыбулькину:

— Со временем начинает приходить ощущение того, что вся эта публичная деятельность, говорильня и высокие фразы с больших трибун ничего существенного в нашу жизнь не привносят. От этого откровенно устаешь, необходимы какие-то другие внутренние ощущения. Вот приобрели новенькие автобусы исключительно российского производства. Окрашенные в белый цвет, неофициальный символ нашего белокаменного Севастополя, они не только будут служить нашим горожанам, но еще и дадут тысячи рабочих мест по другим городам России, где производится масса комплектующих. Вот с такими ощущениями я и возвращался из Павлово-на-Оке. И, кстати, поговорив с представителями завода, я увидел, что идея государственного подхода и мышления все больше охватывает разные слои населения. Ведь заводчане тоже стараются делать заказы на предприятиях-смежниках России, а не за рубежом. Это, кстати, очень эффективно работает и против санкций.

— Вроде как ничего нового, но звучит на фоне постоянных телевизионных мантр о праве на свободу выбора человека, так сказать, диссонансом…

— Практика показала, что ставка исключительно на внутренний ценз человека себя не оправдала. Оказалось, что свобода выбора без каких-то нравственных и конкретных законодательных рамок приводит к печальным результатам. Да, возраст человека начинает подвергать сомнению многие поступки и чаяния, без которых раньше жизнь не представлялась. Оглядываясь назад, приходят уже сомнения: а зачем? Из этого вытекает простая и здоровая философия жизни: делай свое дело, причем качественно, интересно и с пользой для окружающих. В моем случае, это польза не только для севастопольцев и коллектива работников моего предприятия, но и таких же россиян по всей стране. Это к тому, что я сознательно себя загнал в некие рамки свободного выбора, как бы противоречиво это ни звучало. Да, можно было выбрать что-то другое, но к своему решению я прикрепил еще и интересы других моих сограждан. Так мой выбор стал свободным и не свободным одновременно.

— Недавно в прессе прозвучала информация о том, что на рынке пассажирских перевозок Севастополя наметился некий передел…

— Ну, были намерения некоего инвестора прийти к нам с инвестициями. Вроде как благие намерения, но что стоит за ними, известно давно. Вернее так: сразу не известно, но потом, когда все становится известным, уже ничего нельзя изменить. Здесь проблема была в том, что пассажирские перевозки в Севастополе функционируют во вполне штатном режиме, и жители вполне довольны. Что хотел новый инвестор? Высасывать прибыль с нашего рынка и тратить ее совсем в другом месте. Но надо знать менталитет севастопольцев, чтобы понять, что на такие условия они, мягко говоря, не согласны. Сегодня в прессе звучит информация о том, что в Монако россияне скупают недвижимость. У адекватного человека возникают здоровые вопросы: а почему ее не строить у нас? Вот здесь и возникает известный водораздел между жизнью «участливой» и «безучастной», по известному принципу «после нас хоть потоп».

— Понятно, что соль жизни видна не сразу, и только опыт может разложить все по полочкам. Великий классик Лев Толстой вообще честность жизни видел в том, что надо постоянно что-то начинать, бросать, падать, подниматься и снова начинать…

— И с этим нельзя не согласиться. В моей жизни тоже приходилось не раз начинать, были и падения, и, казалось, безвыходные ситуации, но, продолжая гнуть свою жизненную линию, удавалось как-то проходить негативные моменты и снова, как говорил классик, подниматься. Причем ты сначала так делаешь, а уж потом находишь правоту своей жизненной позиции в анналах мыслей наших предков. В свое время городской властью было уничтожено два моих предприятия — просто забрали у нас маршруты. Но ведь не сдался и рук не опустил. Вообще, оказывается, человек живет полноценно тогда, когда что-то преодолевает. А посему работать гораздо интереснее, чем ничего не делать.

— Что еще произошло в Вашей жизни такого, что подвигло на некую переоценку окружающей действительности?

— Мы задумали создать музей предприятия, на территории которого разместились и наш подвижной состав, и различные структуры. Приказ о его создании был датирован 1944 годом, и к нам попали некоторые документы из жизни предприятия 1945 года. Читал их и не мог сдержать улыбку: приказы о наказании за прогулы, за употребление спиртных напитков и прочее. Конечно, сейчас работа поставлена на совершенно другой уровень, изменилась техника, культура производства и многое другое. Но суть человеческой жизни изменилась не сильно. Это тоже дает некую философскую пищу для размышлений. Но есть существенные отличия. В то время принятие решения об организации предприятия моментально мобилизовывало все госструктуры, которые должны были в этом помочь, и они, образно говоря, за тобой бегали. Сегодня же, если ты захочешь что-то организовать, то будешь сам за всеми бегать, и довольно долго, и с неизвестным результатом на финише.

— Коль затронули производственный процесс, то расскажите о том, на каком уровне находится сегодня его организация в АТП-14369?

— Предела совершенству, как известно, нет. Но я не раз, и перед разными аудиториями, говорил о том, что для организации крепкого предприятия надо прежде всего выделить главную цель и не зацикливаться исключительно на собственной выгоде, а уж хорошо отлаженный механизм сам принесет тебе прибыль. В рамках моей работы в качестве академика Севастопольской академии наук это описано в исследовании под названием «Программа развития автотранспортного комплекса г. Севастополя и Республики Крым». Но есть вещи, которые зависят не только от нас. Вот совершенно очевидно, что подвижной состав надо переводить на газовое топливо. Причем такие модификации автобусов предлагают отечественные заводы, а это намного продуманней кустарных переделок, которыми раньше занимались сами хозяйства. Для этого необходимо поставить газовую заправку. Но наше желание никак не сообразуется с местными государственными структурами, которые этого почему-то не хотят. Вернее, как я уже говорил выше, за ними устанешь бегать со всевозможными согласованиями. А ведь это улучшило бы экологическую ситуацию в городе и существенно понизило себестоимость перевозок. Да, нынешние автобусы «VEKTOR» соответствуют нормам Евро-5. Но их пока немного, и почему бы не перейти на новую, связанную с газификацией, ступень развития пассажирского автотранспорта?

КСТАТИ…

Глава Департамента транспорта Севастопольской академии наук, президент «Севастопольской транспортной ассоциации», академик Василий Цыбулькин в рамках работы над «Программой развития автотранспортного комплекса г. Севастополя и Республики Крым» обосновал масштабы финансовых потерь, в том числе для стран Евросоюза, от искусственного исключения Крыма — важнейшего международного транспортного узла — методом санкций из международной транзитной системы. В «Программе» как раз предусматривается максимально эффективное использование транспортных коридоров Крыма для международных транзитов и логистики.

— Василий Федорович, о всех перипетиях, далеко не всегда приятных, становления Вашего дела мы писали не раз. Но говорят, что не было бы счастья, да несчастье помогло…

— Из всех этих сражений, иначе и не назовешь, я вынес способность спокойно, без паники, реагировать на любой жизненный негатив. Теперь и вспоминать себя, который не мог спокойно уснуть из-за различных неприятностей, несколько даже странно. Ибо разве есть что-то ценнее, чем сама жизнь и возможность делать свое дело. Да, спокойно относиться к непреложному факту жизненной несправедливости, когда тот, кто работает, живет хуже того, кто сидит на финансовых потоках, все-таки не привык. Но у меня есть огромное преимущество: я люблю свою дело, свою работу, людей, с которыми работаю, а этого счастья у тех, кто не работает, но, как говорится, «ест», нет. То есть сейчас я очень остро почувствовал тот внутренний жизненный баланс, которым очень дорожу. Теперь мне, как поется в одной песне, не надо «подражать каждому, с кем ни свяжись», а можно спокойно идти дальше и где-то открывать его, этот баланс, заново.

О чем он говорил? В процессе беседы можно было заметить некоторые маленькие детали, которые очень точно дополняли его образ. Вот идем по еще гулким коридорам восстанавливаемого здания бывшей конторы предприятия, где раньше через выбитые окна только ветер гулял. В его новом кабинете бросилась в глаза отделка панелей чистым деревом.

– Не люблю этот новомодный «мертвый» пластик, дерево живее и естественней!

Вспомнился его комментарий о том, что в публичных тусовках его стала раздражать какая-то оторванность от реальных забот и чаяний простых людей, которые и создают реальные блага. Ага, ассоциативный ряд понятен…

А вот Василий Федорович с огоньком в глазах показывает первые экспонаты начинающего принимать логические очертания музея предприятия.  

Ну а на мой спонтанный вопрос о том, где и как отдыхалось в этом году, он показал фото рыбалки в Воронежской области: костер, уха, гладь среднерусской речки…

Теперь и пазл «внутреннего баланса» сложился…

Автор:

Александр АНАСТАСОВ